Былины и предания издавна стали неотъемлемой частью русской самобытной культуры. Народ воспевал в них силу, справедливость и мужественность богатырей, ум, ловкость и иные качества человека.
Многие сказания имели историческую основу и были описаны в древних летописях. Богатырей прославляли за совершаемые подвиги, защиту жителей Руси от набегов вражеских войск и иные благие поступки.
Микула Селянинович
Новгородский цикл былин прославляет богатыря по имени Микула Селянинович. Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Ставр Годинович
Сюжетом былины о черниговском боярине Ставре Годиновиче, послужила история его освобождения из княжеского заточении его женой Василисой Микулишной, которая являлась одной из дочерей былинного богатыря Микулы Селяновича.
С большой долей уверенности можно считать, что данная история имела место быть в 1118 году в Киеве во время правления там князя Владимира. Об этом событии есть упоминание в первой новгородской летописи. Согласно той же летописи, в то время в Новгороде происходили смутные события. Разгневанный киевский князь Владимир собрал всех новгородских бояр у себя в Киеве.
Оказался там и Ставр Годинович. По приказу Владимира за провинность, о которой летопись умалчивает, но сюжет известной былины рассказывает о том, что Ставр на пиру у князя Владимира (Красное солнышко) стал хвалиться красивой женой, за что был отправлен в темницу.
Услышав про это, Василиса переодевается в мужскую одежду, собирает дружину и отправляется к князю, которому представляется сыном короля Ляховитского и сватается за дочь княжескую.
Она успешно проходит все заданные ей испытания, состоится свадебный пир, на который приводят Ставра играть на гуслях. Василисе удается его увести с пира.
Далее она переодевается снова в свою одежду, вместе с супругом они отправляются к князю, который признает, что Ставр не просто так чествовал свою жену у него на пиру.
На основе этого случая и родилась былина, героями которой стали сам Владимир, Ставр и его жена Василиса Микулишна.
Также существует по сей день запись в виде графити об этом человеке на стене Софийского собора в Киеве, сделанная в 12 веке.
Василий Буслаев
Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.
Уже в 16 веке упоминания о Василии Буслаеве находили в археологических артефактах и памятниках фольклора. А в 18 веке былины о Василии Буслаеве опубликованы в сборнике В.А. Левшина «Русские сказки».
Летопись гласит, что богатырь творил деяния в 1171 году, хотя конкретных подтверждений этому не представляется. Но песни, сложенные в Древнем Новгороде 12 века, описывали героя.
Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.
В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.
Исторические свидетельства подтверждают, что эпические сказания о Василии Буслаеве формировались в период освоения славянами приильменских земель. В это время государство переживало момент самоопределения в области экономики, политики и культуры. Происходили раздоры между поселениями и этнические распри, за которыми следовали противостояния князей и бояр. Бедный гусляр Садко быстро стал богатым новгородским купцом. А Василий Буслаев, не веривший ни во что и уверявший: «Мой бог меня рабом не кличет», – погиб в Палестине.
Садко
Герой новгородских былин не является богатырем, он богатый купец, в литературе считается олицетворением богатства Новгорода.
Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Об этом повествует сюжет наиболее известного варианта былины о том, что Садко удалось разбогатеть с помощью морского царя из Ильмень-озера, до этого он был бедным гусляром.
Разбогатев, купец снаряжает корабли и отправляется за море вести торговлю. Но море не благосклонно к нему, разразилась буря, во время которой решается принести в жертву морскому царю Садко.
На дне морском купец играет на гуслях из-за чего царь устраивает пляску, вследствие которой гибнет много людей, так как море начинает снова волноваться, помогает вернуться на землю Садко святой Микола Можайский, он учит его, как вести себя с царем.
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Никита Кожемяка
Богатырь является одним из любимейших героев восточнославянского эпоса. В былинах Никита Кожемяка защищал русский народ от печенегов.
Герой былинных сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произошёл случай, который дошёл до наших дней.
Подвиг этого героя описан в «Повести временных лет». Произошло это в 992 году. Русское войско под предводительством князя Владимира встретилось с печенежским войском на месте нынешнего города Переяславль. Противостояние длилось несколько дней и ни одна из сторон не решалась перейти в наступление. Тогда печенежский князь предложил вывести на поединок по одному воину с каждой стороны. Если победит русский воин, то три года печенеги не будут приходить на Русь, если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.
Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. В качестве испытания он вышел на бой с быком и ухватив того за шкуру, выдрал кусок шкуры вместе с мясом. В поединке с огромного роста печенегом, молодой воин попросту удавил того. Победа была за русским войском.
До нас дошло имя героя. Юношу звали Ян Усмошвец, то есть шорник, шьющий кожу. В устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка на Украине. В России его звали Никитой Кожемякой.
По былинным сказаниям он не был прославлен, как великий воин. Но народ отмечал его силу, доброту, великодушие и ум. Наиболее полно эти его качества проявились в былинном сказании, в котором он победил Змея Горыныча. Этот Змей, не удовлетворившись разграблением русской земли, украл княжескую дочь.
Влюбившись в неё, оставил у себя, как пленницу. Узнав у Змея, что он боится только одного богатыря Никиту Кожемяку, она смогла сообщить об этом царю, своему отцу. В результате длительных уговоров, только после просьбы детей, Никита согласился убить Горыныча.
Вольга Святославич
В Русских былинах Вольга Святославич предстает в образе дивного героя. По сказаниям, Вольга обладал неимоверной силой и ведовскими способностями. Он мог менять облик, превращаться в зверей, птиц и рыб, понимал их язык.
Появление богатыря на свет Божий – уже было чародейством. Родителями Вольги Святославича были княжна Марфа и мифический змей. Потому-то Вольга в былинных сказаниях не просто могучий богатырь и ловкий охотник, а еще и волхв, способный победить врага силами природы. Такой герой нужен был, чтобы защитить землю Русскую от татарских набегов и всякой нечисти.
Богатырь является одним из древнейших образов русского фольклора. Некоторые литературоведы считают, что прототипом героя былин был князь Всеслав Полоцкий.
Популярностью на Руси пользовались несколько сюжетов былин, в которых Вольга Святославич являлся центральным персонажем.
Одна из них повествует о рождении богатыря, другая о его походе на Индийское царство, третья о встрече Вольги с Микулой Селяниновичем.
Характер богатыря Вольги раскрывается, когда он решает идти в поход на Индийское царство. Разузнав, что царь Салтык замышляет войну против народа русского, Вольга Святославич со своей крепкой дружиной, отправляется в чужеземные края, чтобы не допустить набега на Русскую землю. В долгом пути он заботиться о своих воинах. Добывает еду, превращаясь в диких зверей и рыб. Все речи Вольги к ратникам звучат уважительно. И воины дают ему поклон за храбрость и мудрость. Победа над царем Салтыком была одержана, только непростым боем, а хитростью богатыря Вольги Святославича.
Святогор
Одним из самых больших и сильных богатырей восточнославянских русских былин являлся Святогор. Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.
Одна из легенд гласит, что перед смертью Святогор передал часть своей силы Илье Муромцу. Легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.
Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто - Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.
Алёша Попович
Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в XIII веке на территории Киевской Руси.
В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.
Образ его фигурирует в более, чем 50 сюжетах старинных былин. Самой известной является былина «Алеша Попович и Тугарин».
В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек.
Добрыня Никитич
Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.
В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.
Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.
Согласно сюжетам былин, Добрыня Никитич был образованным человеком, хорошо пел и играл на гуслях, обладал добрым нравом. Имя богатыря упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, в 6 былинах он был центральным персонажем.
Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.
Илья Муромец
Легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.
На Руси образ богатыря пользовался популярностью, так как богатырь всегда оберегал народ и землю русскую от завоевателей. Он воплотил в себе общий народный идеал богатыря-воина.
Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в XII веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в 1643 году, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).
Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
Согласно сюжету одного из сказаний, Илья был калекой до 33 лет, а после с помощью волхвов сумел не только встать, но и приобрел недюжинную силу.
Учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
Один из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.
Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.
Изображение из открытых источников.