13.10.2023 10:46
Мероприятия.
Просмотров всего: 14863; сегодня: 6.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

На масштабной экспозиции, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музея и частных собраний.

Творчество Кузнецова известно публике в основном знаменитыми картинами «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. На нынешней экспозиции он раскрывается и как мастер, создавший немало произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е. На выставке также представлены книги, альбомы, письма, фотографии и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Кузнецова. Именно в собрании Русского музея находятся вошедшие в золотой фонд отечественной живописи произведения Павла Кузнецова 1910-х годов – времени высшего расцвета его таланта – «Продавец птиц», «Стрижка овец», «Гадание».

В 1900-е Павел Кузнецов был видным представителем символизма в русском искусстве, организатором главной символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве – знакового события эпохи Серебряного века. В конце 1900-х он отошел от прежних мотивов и стилистики. Судьбоносным стало для него обращение к Востоку. Из года в год мастер совершал поездки в заволжские («киргизские») степи (1909-1912), затем в древние центры Туркестана – Бухару и Самарканд (1912-1913). 1910-е стали временем высшего расцвета таланта Кузнецова.

В первом зале выставки можно увидеть работы «степного» цикла. «Дождь в степи» (1912) и «Степной пейзаж с юртами» (1911-1912) – панорамы степи с юртами и силуэтами людей вдали. На других картинах предстают степь и женщины за повседневными занятиями («В степи», «Стрижка овец», «У кошары», все – 1912; «В степи (Лежащая в юрте)», 1912-1913; «Вечер в степи», 1915-1916). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией.

В представленных в этом же зале «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры («Продавец птиц», 1912). Тишина и покой господствуют в картинах «Гарем» (1912) и «Восточный мотив» (1912-1913). Спокойное созерцание на берегу, неторопливая беседа под сенью   чинары – таковы натурные сцены у бассейна («Чайхана», «У водоема», «Водоем» (все – 1912). Картина «Гадание» (1912), вероятно, тоже связана с Бухарой, с таинственной романтикой ее городской культуры. В Бухаре у Кузнецова появился и интерес к натюрморту («Натюрморт с подносом», 1916; «Натюрморт с хрусталем», около 1919).

Картины «степного» и «бухарского» циклов высоко оценивались критиками. Как можно увидеть на выставке, ими не исчерпывается творчество мастера в 1910-х. В 1912-м им создан портрет друга с юных лет, известного скульптора Александра Матвеева. В 1916–1917 годах Кузнецов исполнил для журнала «Аполлон» иллюстрации к поэме Николая Гумилева «Дитя Аллаха. Арабская сказка», созданные с учетом традиций восточной миниатюры.

Продолжают экспозицию произведения 1920-х. В 1923-м художник издал три альбома по мотивам путешествий 1910-х: два выпуска черно-белых литографий «Туркестан» и один цветных – «Горная Бухара». Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х («Узбечка», «Верблюды»).

С середины десятилетия Кузнецов работал в новых для него местах – в Крыму, на Северном Кавказе, в Грузии и Армении. Он писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи («Крымский пейзаж», 1926; «Чайная плантация в Грузии», 1928). Характерны для этого периода сцены труда с крупно взятыми фигурами (серия «Табачниц», 1925-1926; «Жницы», 1927; «Сбор винограда», 1928). Появились ставшие классикой национальной живописи полотна – «Крестьянки» (1926), «Отдых пастухов» (1927). Как и ранее, мастер писал портреты творческой интеллигенции: поэта Сергея Городецкого (1924), Александра Матвеева (1928).

В 1930-е мастер много работал, участвовал в выставках. На экспозиции можно увидеть оптимистичные и радостные работы, созданные в поездках по стране – изображения строек десятилетия («Канал Волга–Москва», 1934). Кузнецов запечатлел возведение зданий в столице Армении («Строительство новой улицы в Ереване», «Строительство в Армении» (все – 1931). Там же появились холсты «Ковровщицы» (1931), изображающие творческий труд мастериц.

Значительное место в творчестве Кузнецова по-прежнему занимало изображение работы на земле («Колхоз в Армении», 1936; «Колхозные стада», 1935-1936). Мастер писал сцены жатвы с просторами полей под ясным небом («Сбор хлеба на Кубани», 1938). Гармоничны и разнообразны натюрморты Кузнецова («Цветы и дыни», 1932; «Ромашки», конец 1930-х; «Натюрморт. Персики и яблоки», 1940).

В последнем зале экспозиции можно убедиться, что Кузнецов интенсивно трудился и в 1940-е – 1950-е. Накануне войны создан лиричный холст «Бебутова в Кратове», изображающий жену художника за написанием натюрморта. Радость наступившей мирной жизни ощущается в «Натюрморте с цветами» (1945). В 1950-е мастер сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта («Цветы и виноград», 1953), реже создавая портреты («Портрет О. Л. Книппер-Чеховой», 1952). 

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл» и продлится до 29 января 2024 года.

Фото: Министерство культуры Российской Федерации.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Гумилёв (Грант) Николай (Анатолий) Степанович, русский поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист, муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилёва, расстрелян 26 августа 1921 года, посмертно реабилитирован.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: culture.gov.ru/press/news/v_korpuse_benua_otkrylas_vystavka_pavel_varfolomeevich_kuznetsov_1878_1968_/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...