17 октября 2023 года в 12.30 на площади Победы-Софийской состоится открытие уличной выставки, посвящённой проекту восстановления Новгорода после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., разработанному академиком Алексеем Викторовичем Щусевым и его коллегами. Стенды расположены на аллее Кремлёвского парка при выходе из Кремля. В вечернее время экспозиция будет подсвечена.
Выставка состоит из материалов фонда Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. Проект реализован комитетом культуры администрации Великого Новгорода и АНО «Центр развития городской среды Новгородской области» при поддержке министерства культуры Новгородской области, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева (Москва), Новгородского музея-заповедника и Российского военно-исторического общества. Организационная и авторская группа проекта: новгородские историки Вячеслав Волхонский, Олег Демидов, Константин Хиврич и архитекторы Константин Терентьев и Валерия Кузнецова.
Новгородцам и гостям города представят пять двусторонних стендов с чертежами планировки и эскизами застройки площади 9 Января (площади Победы-Софийской), Торговой стороны, улиц Ленинградская (Большая Санкт-Петербургская улица), Максима Горького (улицы Газон и Розважа), Льва Толстого (Чудинцева улица) и Советская (улица Людогоща). Отдельное внимание уделено вариантам проекта Дома Советов на главной площади.
К отдельным иллюстрациям добавлены QR-коды, которые при переходе по ссылкам позволят увидеть, как сегодня выглядят улицы и территории, планировка которых разрабатывалась академиком А.В. Щусевым или под его руководством.
Выставка будет работать на площади Победы-Софийской до конца ноября.
Алексей Викторович Щусев (08.10.1873–24.05.1949) — выпускник Петербургской Академии художеств (1897), создатель собственной неорусской версии стиля модерн, академик Императорской академии художеств (1910), академик Академии наук СССР (1943), кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат четырёх Сталинских премий. Алексей Щусев является автором архитектурных произведений первой половины XX века, в числе которых мемориал на Куликовом поле, мавзолей Ленина, Казанский вокзал и станция метро «Маяковская-кольцевая» в Москве.
Среди городов СССР, катастрофически пострадавших во время Великой Отечественной войны, Новгород занимает особое место. Город находился в оккупации почти два с половиной года и был освобождён в январе 1944 года. Существовавшая перед войной городская застройка была практически полностью разрушена.
Новгород вошёл в число 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению после войны согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 1 ноября 1945 года. На 1945–1946 годы было запланировано строительство жилых домов, школ и больниц, административных учреждений, а также реконструкция «ценных в архитектурном и историческом отношении зданий» и разработка генеральных планов развития этих городов.
Проект восстановления и реконструкции Новгорода разрабатывали А.В. Щусев и весь коллектив его мастерской. Вместе со Щусевым над проектом работали В.А. Лавров, Д.Б. Савицкий, А.Г. Богорова и другие. Первые наброски плана восстановления Новгорода относятся к 1943 году, когда город ещё был оккупирован. В них А.В. Щусев изначально придерживался идеи сохранения исторического центра как грандиозного музея под открытым небом с большим количеством зелёных насаждений и максимальным сохранением естественного рельефа на юге. Застройка в этом направлении не предусматривалась, благодаря чему ничто не закрывало историческую перспективу Волхова в сторону его истока из озера Ильмень. Несмотря на то, что идея полной «музеефикации» не получила развития, её элементы всё же удалось воплотить в жизнь.
Согласно генплану расчётная численность населения Новгорода не превышала 50–60 тысяч человек. Строительство крупных промышленных предприятий не предусматривалось. Была ограничена этажность строительства: в центральной части — двух- и трёхэтажными зданиями, в остальных районах — одно- и двухэтажными.
По новому плану городская территория увеличивалась в полтора раза. Центрами города по-прежнему оставались: Кремль на одном берегу Волхова и Вечевая площадь с примыкающими к ней Ярославовым Дворищем — на другом. В проекте сохранялась исторически сложившаяся система планировки улиц: на Софийской стороне — радиальная, на Торговой — прямоугольная. Застройку кварталов проектировали так, чтобы привлечь внимание к памятникам зодчества, новые здания должны были служить «рамой» для древних шедевров. Значительное внимание уделялось водным перспективам: по чертежам и эскизам видно, что планировалось благоустройство набережных, снос причалов и лесных бирж, расширение и улучшение речного порта. Также предполагалось благоустройство городских земляных валов и рва, окружающего кремль, — его предлагалось заполнить проточной водой. Промышленные предприятия из исторического центра города исключались и сосредоточивались в специальном районе, расположенном за междугородной автострадой. В Кремле и на Ярославовом дворище, двух архитектурных заповедниках, предполагался снос некоторых позднейших построек, которые искажали эти ансамбли. А.В. Щусев предполагал разместить здесь музей, учебные, научные и другие культурные учреждения, связанные с изучением истории, археологии и с реставрацией памятников искусства.
Существенным новшеством плана А.В. Щусева стало триумфальное архитектурное оформление магистрали «запад — восток». Открывала парадные ворота города спроектированная к западу от исторических кварталов Софийской стороны новая площадь, на которую переносилось здание железнодорожного вокзала. Вокзал, построенный по проекту архитектора И.Г. Явейна, был открыт в январе 1953 года, и это одна из немногих построек Новгорода, в которой на практике реализованы архитектурные идеи плана А.В. Щусева. От Вокзальной площади движение на восток продолжалось по новому проспекту (современный Воскресенский бульвар) и далее через полностью обновлённые улицы Советская и Льва Толстого (современные ул. Людогоща и Чудинцева ул.) подходило к главной городской площади 9 Января (ныне площадь Победы-Софийская). Продолжалась магистраль проездом через Кремль и Волховский мост, на Торговую сторону, где её перспектива через Первомайскую улицу (современную Ильину улицу) замыкалась ансамблем Знаменского собора и церкви Спаса.
Полностью проект Щусева не был реализован, но многие его идеи по развитию и планировке города получили положительные оценки. Так, академик В.Л. Янин отмечал, что, сохранив городскую планировочную структуру XVIII века, этот проект учитывает систему зрительных связей; ограничив этажность застройки древней части города, он сохраняет исторический силуэт города, а сохранив восточный и южный рубежи Новгорода, он консервирует древний окологородный ландшафт с его неповторимыми видовыми точками.
Фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: