В московском метро пассажиров перевозят не только привычные современные составы, но и необычные поезда, отражающие разные вехи истории столичного метрополитена. О самых интересных из них в своем блоге рассказал Сергей Собянин.
В столице с 2010 года активно ведется работа по обновлению подвижного состава городского транспорта. Московский метрополитен получил за это время более четырех тысяч новых вагонов, и сегодня в его парке поезда современных серий составляют 73 процента от общего числа. Так, на Кольцевой и Большой кольцевой линиях пассажиров перевозят только новые составы российского производства «Москва-2020».
Город планирует в 2024–2025 годах закупить для метрополитена еще более 500 вагонов. Современные поезда отличаются тихим ходом, они просторны и комфортны, в них есть USB-зарядки и автоматическая система обеззараживания воздуха.
«В то же время мы считаем очень важным хранить историю московского метро. А неизбежное однообразие ежедневных поездок хотелось бы скрасить чем-то интересным и оригинальным. И лучше всего на эту роль подходят необычные поезда, курсирующие на многих линиях метрополитена», — написал Сергей Собянин.
Ретропоезд «Сокольники», специально построенный в 2010 году к 75-летию подземки, напоминает пассажирам о 30-х годах прошлого столетия. Его отличает стилизованная под вагоны типа А лобовая часть головных вагонов с двумя хромированными фарами, характерная для метро тех лет цветовая гамма, пружинные диваны и уютные светильники-бра внутри, оформление салона специальным материалом линкрустом. Этот поезд курсирует по самой старой линии метро — Сокольнической, а изготовили его на заводе «Метровагонмаш».
На Арбатско-Покровской линии можно встретить поезд «Акварель», который состоит из вагонов «Русич». В нем нет окон, и на одной из сторон салона вместо привычных сидений расположены картины. Каждый вагон имеет свою уникальную цветовую гамму — как с внешней стороны, так и изнутри. За время работы этого поезда в нем сменилось более 10 экспозиций.
Три поезда 81–760А «Ока», которые курсируют на Солнцевской линии, за свою необычную окраску — баклажаново-голубую — получили название «Баклажан». Такой цвет у этих вагонов потому, что они предназначались для метрополитена Баку, но впоследствии их выкупило Правительство Москвы, а бакинское метро пополнилось другими составами. В столичной подземке эти составы стали первыми со сквозным проходом.
Необычное прозвище есть и у поездов 81–717.6 на Люблинско-Дмитровской линии — в народе их называют «Точка шесть». Эти составы — переходная модель между поездами типа «Ока» и «Номерной». По своей конструкции они являются модификацией последнего.
Внешне эти составы отличает новая маска кабины и расположение фар. Они комфортнее и для машинистов: поезда оборудованы более просторной кабиной с удобным пультом управления и кондиционером. Впервые в этих составах вместо табличек с названием конечной станции появились электронные маршрутоуказатели. В салонах установили систему вентиляции, между сиденьями разместили дополнительные вертикальные поручни. Над дверьми стали загораться лампочки, сигнализирующие об их закрытии. Кроме того, впервые в метро двери оснастили электрическим приводом, что позже также применили в составах «Москва» и «Москва-2020».
Поезд с названием «Красная стрела» курсирует не только между двумя столицами — одноименный состав можно увидеть и на Сокольнической ветке. Это самый старый из действующих именных поездов Московского метрополитена. Он состоит из вагонов типа «Номерной». Состав выпустили на линию в 2006 году в честь 75-летия с момента отправления первого фирменного поезда «Красная стрела», который следовал по маршруту Москва — Ленинград.
Внешний вид поезда разработали в специальном конструкторском бюро «Метровагонмаш». Снаружи состав окрашен в красный цвет вместо обычного синего, снизу и сверху его украшают горизонтальные желтые полосы, а крыши вагонов — серебристые. Эта же цветовая гамма использована и внутри: поручни в вагонах желтые, а сиденья — красные. На стенах вагонов размещена информация об истории «Красной стрелы».
Чем-то внешне похожи на «Красную стрелу» поезда «Синергия-1» и «Синергия-2». Они часто встречаются на разных линиях метро, но не перевозят пассажиров: это специальные диагностические составы, которые следят за исправностью инфраструктуры метрополитена.
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.