150 лет назад, 13 декабря 1873 года, в Москве родился поэт, драматург, переводчик и критик Валерий Брюсов. В Главархиве представлена автобиография этого разностороннего человека и несколько других документов.
Отец молодого человека, состоятельный купец Яков Брюсов, увлекался естественно-научными идеями Чарльза Дарвина и материалистической философией Николая Чернышевского. Валерий Брюсов по этому поводу заметил в воспоминаниях: «От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению».
В детстве мальчик зачитывался приключенческими романами, пробовал переводить античных авторов, сочинил первую комедию «Лягушка» и даже издавал с одноклассниками рукописную газету «Листок V класса», рассказывающую о гимназических порядках в школе-пансионе Франца Креймана. Именно публикации в школьной газете послужили поводом для того, чтобы родителей мальчика попросили перевести его в другое учебное заведение. Таким образом, Валерий Брюсов окончил классическую гимназию Льва Поливанова в 1893 году.
В 1890-х годах юноша увлекся творчеством французских поэтов-символистов — читал Поля Верлена, Стефана Малларме, Артура Рембо, Шарля Бодлера и стремился им подражать в своем творчестве. Даже написал письмо Верлену и драму «Декаденты (конец столетия)», а позже поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского университета, чтобы изучать иностранные языки и читать зарубежных авторов в подлинниках. О том периоде своей жизни молодой поэт записал в дневнике такую фразу: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня». В Главархиве представлено Прошение Брюсова о допуске к экзаменам и диплом об окончании им университета в 1899 году.
В 1894–1895-х годах Валерий Брюсов начал активно печататься и выпустил три сборника своих стихов, написанных в символистской манере: «Шедевры», «Это — я», «Третья стража». В конце XIX века поэт сблизился с Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом, Константином Бальмонтом и стал с ними издавать альманах «Северные цветы», где также публиковали произведения молодых авторов — Николая Гумилева, Владислава Ходасевича, Вадима Шершеневича и других.
Широта интересов и познаний в области искусства у Валерия Брюсова была колоссальной. Он писал биографическую прозу об Александре Пушкине, Николае Гоголе, Федоре Тютчеве, Евгении Баратынском, экспериментировал с формами и техникой написания стихов, переводил Мольера и Гете, Расина и Уайльда. Одна из самых знаменитых трагедий Расина «Федра» в постановке Александра Таирова в Камерном театре шла в переводе Валерия Брюсова. Александрийский стих поэт заменил на пятистопный ямб, а в особенно патетические моменты звучал рифмованный стих. Вольный перевод облегчил довольно тяжеловесный для русского уха текст французского классика, приблизил трагедию к современности. Театровед Наум Берковский в своей статье «Таиров и Камерный театр» писал о том, что Алиса Коонен в роли Федры воплощает «гиперболу страсти» — не последнюю роль в этом сыграл чувственный перевод Брюсова.
Валерий Брюсов в 1915 году, по просьбе Московского армянского комитета, отредактировал и издал сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней» в русских переводах. Совместно с Максимом Горьким он также редактировал сборники финской, латышской и украинской литературы. Кроме того, поэт готовил к изданию первое издание «Большой советской энциклопедии», заседал в президиуме Всероссийского союза поэтов, основал Высший литературно-художественный институт, где готовили писателей и переводчиков, просуществовавший в Москве с 1921 по 1925 год по адресу: Поварская улица, дом 52.
Валерий Брюсов умер 9 октября 1924 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Участники событий и другие указанные лица: