14 декабря 1943 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило новый государственный гимн Советского Союза, мелодия которого звучит в нашей стране и сегодня.
В Российском государственном архиве социально-политической истории в личном фонде И.В. Сталина (РГАСПИ. Ф. 558) хранится подборка документов по истории создания того самого гимна. Их передал в архив один из авторов гимна, поэт С.В. Михалков в 1946 г. Можно сказать, что эти документы представляют собой историю создания произведения от первого лица, рассказанную в основном соавтором Михалкова – Габриэлем Урекляном, больше известным под псевдонимом Эль-Регистан. Среди них многочисленные варианты произведения, отдельных куплетов и припева, дневниковые записи и т.д.
В конце сентября 1943 г., изучив несколько десятков вариантов гимна, И.В. Сталин остановился на тексте Эль-Регистана и Михалкова. Однако авторам предстояло существенно его доработать. Неоднократно вносил правки и сам Сталин. Особый интерес представляет 7-й вариант гимна от 23 сентября 1943 г., в котором синим карандашом обозначены авторские правки, утвержденные руководителями страны, а красным карандашом – поправки, внесенные Сталиным (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 3399. Л. 1). Так, самую первую строку «Свободных народов союз благородный» Сталин заменил на «Союз нерушимый свободных народов» (чуть позже авторы изменят текст, и получится: «Союз нерушимый республик свободных…»). Строчку «Нас вырастил Сталин – избранник народа» глава государства тоже отредактировал: «Нас вырастил Сталин – на верность народу».
«Союз нерушимый…», «на верность народу», «Ленин великий нам путь озарил» – эти слова вошли в окончательную редакцию гимна. Таким образом, Сталин является в некотором роде его соавтором. Творческое участие вождя в создании гимна продолжалось до последнего.
Впоследствии Эль-Регистан отмечал, что они с Михалковым, работая над текстом, стремились к простоте и ясности языка («слова должны быть понятными от колхозника до академика»), в гимне не должно было быть ни одного иностранного слова, только «чисто русские», «какие-то особые, торжественные». «Мы рассматривали Гимн как гражданскую молитву народа и поэтому считали, что ритм его должен быть молитвенным. Главная опасность, которая нам грозила, – опасность ложного пафоса, вернее фальшивого пафоса, и работая над словами, мы все время вылавливали и удаляли те из них, в которых может быть этот элемент», – рассказывал автор (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 3399. Л. 37).
Музыкой нового гимна стала мелодия «Гимна партии большевиков» композитора А.В. Александрова, написанная в 1938 г. Надо сказать, что изначально авторы утвержденного текста, выбирая стихотворный размер, ориентировались именно на эту мелодию. Эль-Регистан в своих записях зафиксировал: «Силу и мощь этого прекрасного музыкального произведения Сталин сравнил с дредноутом, рассекающим своей грудью бушующие волны безбрежного океана» (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 3399. Л. 45).
Текст: Н.А. Кириллова, Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
Участники событий и другие указанные лица: