12.01.2024 09:27
Персоны.
Просмотров всего: 5872; сегодня: 7.

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

Дзига Вертов (1896–1954) стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино, он снял первый звуковой фильм в СССР, применил эффект замедленного движения и придумал приемы, которые до сих пор используют в кинематографе.

Давид (Денис – после 1907 г.) Абелевич Кауфман, таково было его имя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие также кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссер художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников подаренным им фотоаппаратом.

Профессиональное становление Дениса началось не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 г. продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Московского кинокомитета при Наркомате просвещения. Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

С 1 июня 1918 г. в Советской России стал выходить киножурнал «Кинонеделя», киновыпуски расходились с агитпоездами по всей стране. Подготовкой киножурналов увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 г. он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на его популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х гг. позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов.

Киновед С.М. Ишевская в 2017 г. в фонде В.В. Маяковского в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Ед.хр. 82) нашла афишу, в которой были приведены титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности кинофрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) все фрагменты кинокартины, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан легендарный фильм Дз. Вертова.

Возвращаясь к 1918 г., надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре он был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в созданные им документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дз. Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 гг. вышло 23 номера журнала.

В 1925 г. Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге вышли за рамки рекламной «фильмы».

Параллельно с режиссерской работой Дз. Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 г. Дз. Вертов переезжает в Киев и на втором по мощности в СССР после «Совкино» государственном кинообъединении, на студии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти.

В 1929 г. вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно воплощением главных идей и принципов документального кино группы «Кино-оков» и самого Дз. Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра.

В 1930 г. Дз. Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека эпохи коммунизма настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 г. он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята.

Последним предвоенным фильмом Дз. Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М. Расковой, П.Д. Осипенко, В.С. Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал в Алма-Ате на знаменитой Центральной Объединенной киностудии (ЦОКС), где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» (1944) и «В горах Ала-Тау» (1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла.

После возвращения в Москву Дз. Вертов вернулся на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ), но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителем, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Дз. Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Прошли годы, и творчество Дз. Вертова вновь стало интересно. Его работы изучают киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 г. появился сборник произведений Дз. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз. Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, 764 единиц хранения.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 г. вдовой Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Документы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И. Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дз.Вертова имеются в других личных фондах РГАЛИ: В.Б. Шкловского (Ф. 562), С.М. Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М. Брика (Ф. 2852), М.А. Кауфмана (Ф. 2986), Э.И. Шуб (Ф. 3035), в фонде Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

Текст: И.Л. Решетникова, Российский государственный архив литературы и искусства.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ
Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ

Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ

Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ
Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ

Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ
Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ

«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ
«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6600
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...