В Бельгии в частном сельском доме нашли бесценный мраморный рельеф, вывезенный 50 лет назад из Помпей в качестве сувенира – он изображает падение городских врат при землетрясении 62 года н.э., сообщает Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» со ссылкой на artnet.
Полиция сообщает, что давно утраченное сокровище, выкраденное из Помпей и разыскиваемое более 50 лет, все эти годы «украшало» мраморную облицовку мрачной полуподвальной лестницы частного дома в небольшой деревне Герцеле в Восточной Фландрии. Мраморный рельеф датируется примерно 62 годом нашей эры. Он представляет собой узкую табличку с резным изображением землетрясения, случившегося в том году. Наиболее примечательно, что рельеф изображает момент падения входных врат у Помпей. Как известно, город погиб 17 лет спустя во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. Специалисты установили, что катастрофа была скоротечной (не более 15 минут, по новейшим оценкам), поскольку застигла многих горожан в таких местах и позах, будто они порывались бежать, но не успели.
Сын владельца дома, Герт де Теммерман (Geert de Temmerman) сбивчиво пояснил следствию, что этот шедевр древнего искусства привез в качестве сувенира из поездки в Помпеи его отец, которому сейчас 85 лет, и сам он мало что может пояснить. Родители проводили семейный отпуск в Италии, где с ними якобы случилась стандартная история, излагаемая всеми скупщиками древностей. Отцу, дескать, предложил рельеф «неизвестный мужчина, который тут же скрылся с места происшествия, как только завершил торг и получил деньги». «Не осознавая высокой исторической ценности предмета» (эта фраза в таких историях всегда обязательна для обеления скупщика), семья привезла его на родину, где и вмонтировала «в качестве декоративного элемента» в мраморную облицовку лестницы, ведущей в подвал.
Недавно семья начала подготовку к продаже дома, и попутно «решила выяснить ценность мраморного рельефа» (то есть все-таки что-то подозревала и осознавала), как сообщает местное издание VRT NWS. С этой целью она обратилась к экспертам местного галло-римского музея. «Они прибыли к нам и принялись рассматривать рельеф, освещая его фонариком в полутьме, – поясняет де Теммерман в видео на Euronews. – Вскоре я услышал, как они принялись охать, ахать и восклицать «да это подлинник!», и чуть не попадали с лестницы от восторга». Как только шедевр был опознан экспертами, они первым делом вызвали наряд местной полиции, а та, как водится, завела протокол для расследования цепочки событий, благодаря которым украденная историческая ценность оказалась в частном доме в Герцеле. «Позже работники суда и прокуратуры заверили нас, что мы даже можем рассчитывать на некое вознаграждение, – говорит де Теммерман. – В конце концов, эта мраморная картина провисела в нашем доме 50 лет, и нашими заботами с ней ничего не случилось. Попади она в другие руки, ее легко могли перепродать или вообще разбить по невежеству или случайности».
«Все особенности найденного рельефа точно соответствуют таковым на оригинале, изображения которого дошли до нас на архивных фотографиях, – ликует Барт Демарсин (Bart Demarsin), руководитель отдела выставок музея, в интервью VRT NWS. – Кроме того, этот фрагмент рельефа физически и стилистически совпадает с соседним фрагментом, на котором также запечатлены здания, рушащиеся во время того землетрясения».
Оба рельефа некогда украшали дом банкира, жившего в самом центре Помпей около 2 тысяч лет назад. Обнаруженный в Бельгии рельеф числился в розыске как «пропавший без вести» более полувека. Мраморная резная табличка обязательно подвергнется дальнейшим исследованиям, дабы подтвердить ее «первородство» и подлинность прочими современными методами, после чего воссоединится со своей половинкой в собрании шедевров древнего искусства Помпей (Pompeii’s Antiquarium). «Это культурное наследие Помпей, и именно там ему надлежит храниться», – убежден Ан Кристианс (An Christiaens), заместитель мэра по культуре городка Тонгерен, в административном округе которого обнаружилось пропавшее сокровище искусства.