В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина начала работу выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». В экспозиции – 70 произведений из крупнейших российских собраний: Пушкинского музея, Эрмитажа, музея-заповедника «Петергоф», Пермской художественной галереи и других.
Обращение к теме итальянского натюрморта представляется весьма актуальным, потому что в российских собраниях находится большое число произведений высокого художественного уровня, которые начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине II.
До настоящего времени они практически не становились предметом научного анализа, и значительная часть работ сохранила давно устаревшие определения авторства. Будучи неопубликованными, эти произведения остаются вне мирового научного оборота. Поэтому главная задача выставки – показать собранными вместе произведения из разных музеев и частных коллекций, многие из них будут представлены широкой публике впервые.
Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. Его творчество вызывает большой интерес, особенно его антропоморфные портреты-метаморфозы, составленные из плодов, фруктов, предметов. В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта как самостоятельного жанра.
Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» является выставкой-открытием. Это и открытие самого факта, что в Италии, стране классической культуры, натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение. Неожиданным открытием для зрителей будет и сам характер итальянского натюрморта, непохожего на то, как этот жанр понимали мастера северной Европы.
Еще один чрезвычайно важный аспект выставки – определение авторства произведений, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Эта задача непростая, поскольку итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, тем более даты. Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки и главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина доктором искусствоведения Викторией Марковой, которая на протяжении всей своей научной деятельности не выпускала эту тему из поля своего внимания.
Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Маркова установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. В процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Государственного Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко.
В рамках выставочного проекта также подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы. Значимым продолжением выставочного проекта станет выпуск книги «От Караваджо до Моранди. Истоки и развитие итальянского натюрморта» Виктории Марковой с приложением в виде полного каталога итальянских натюрмортов, находящихся в собраниях России и бывших республик Советского союза.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.