Сотрудники ИА РАН совместно с коллегами из Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), а также Владимиро-Суздальского музея-заповедника возобновили изучение Сунгирской стоянки. Первые итоги новых исследований, включающих как современные методы датирования, так и изучение полевой документации о раскопках полувековой давности, показали, что один из самых известных в археологическом мире верхнепалеолитических памятников Восточной Европы имеет более сложную, чем это представлялось ранее, пространственную структуру.
Новый виток изучения Сунгиря начался в 2014 г., когда возобновились раскопки стоянки и из культурного слоя стоянки были отобраны образцы, по которым в радиоуглеродной лаборатории Оксфордского университета удалось получить новые даты. Через семь лет после этих полевых работ в Бельгии была получена дополнительная серия дат, на этот раз – по образцам костного скелета людей из погребений. Все продатированные образцы имеют точную стратиграфическую «привязку». Полученные результаты позволили предположить, что культурный слой Сунгирской стоянки сформировался в течение нескольких временных периодов.
«Предыдущие публикации Сунгирской стоянки в той части, которая посвящена пространственной структуре культурного слоя, содержали достаточно общие сведения. Первый исследователь Сунгиря, Отто Николаевич Бадер, в своей книге 1977 г. привёл лишь схематичный план памятника. Фактически у нас до сих пор нет реального плана расположения находок и их соотношения с археологическими объектами», – сказал Константин Гаврилов, старший научный сотрудник отдела археологии каменного века ИА РАН.
Сунгирская палеолитическая стоянка, которая находится на окраине Владимира, была открыта в 1955 г. Археологическое исследование стоянки проводилось с 1956 по 1977 г. экспедицией ИА АН СССР под руководством О.Н. Бадера. Здесь был зафиксирован культурный слой эпохи верхнего палеолита и найдены погребения, уникальные среди известных палеолитических погребений, как по сложности совершенного погребального обряда, так и по богатству сопровождающего инвентаря: два двухуровневых захоронения, в одном из которых были похоронены череп женщины и мужчина 35–45 лет, во втором – костяк без черепа и парное захоронение мальчиков-подростков в богато украшенной одежде, лежавших головами друг к другу.
Обширный материл, полученный при раскопках, стал объектом исследований не только археологов, но и геологов, антропологов, палеогенетиков, палеозоологов, палинологов, климатологов. На основе распределения украшений, найденных на скелетах погребенных людей, был восстановлен примерный вид одежды; антропологи создали трехмерные реконструкции внешнего облика погребенных; археологи смогли определить детали погребального обряда. Анализ костного материала позволил антропологам выявить не только детали физического облика погребенных, но и установить некоторые обстоятельства смерти взрослого мужчины. Результаты изучения стратиграфии отложений, вмещающих культурный слой, а также костных остатков животных, спор и пыльцы ископаемых растений позволили построить целостную картину древней жизни: климат был близок к современному, хотя и отличался более длительной и холодной зимой, животный и растительный мир – богат и разнообразен. Все это позволяло вести древнему человеку довольно комфортную жизнь, и лишь с началом последнего, валдайского периода похолодания люди ушли из этих мест.
В ноябре 2023 г. в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике начала работу постоянная экспозиция «Сунгирь. Верхний палеолит в центре Русской равнины», посвященная Сунгирской стоянке. В экспозицию вошли самые интересные находки: знаменитые вырезанные из бивня мамонта «сунгирские лошадки», «прорезные диски» и «жезлы-выпрямители», многочисленные украшения, предметы охотничьего вооружения, а также реконструкции облика сунгирцев и слепки знаменитого парного погребения детей. Значимую часть выставки реконструкции, созданные на основе исследовательских работ: видеоролики об истории изучения стоянки, трехмерные реконструкции внешнего облика «сунгирцев», их одежды, а также пространственная реконструкция стоянки. В настоящее время на месте стоянки Сунгирь планируется создание археологического парка.
Главные задачи нового этапа исследований – это обобщение всех имеющихся на настоящий момент археологических материалов, полученных в ходе изучения стоянки. Одной из важнейших среди исследовательских задач стало создание трехмерной реконструкции памятника, в основу которой лег анализ полевой документации раскопок.
Полевые чертежи 1950–1970-х гг. позволяют лишь приблизительно определить места находок по высоте, так как раскопки велись по условным горизонтам. Но, учитывая значительный размер площади, вскрытый раскопами О.Н. Бадера, ученые смогут получить информацию о том, сколько культурных слоев существовало на стоянке – один, два, или больше.
«Мы сейчас ставим перед собой цель установить, например, с какого уровня были выкопаны могильные ямы, когда они возникли. Это актуально, потому что у нас есть большая серия радиоуглеродных дат, в том числе полученных в ходе работ 2014–2015 гг., и эти даты образуют довольно протяженную во времени серию. Надо понять, какие из этих дат внутри этой серии соответствуют реальному возрасту погребений, а какие – других объектов. То есть речь идет о реконструкции продолжительности жизни людей на этом месте, в том числе – периодов различных видов деятельности, которые там существовали», – пояснил Константин Гаврилов.
Огромный полевой материал, накопленный как экспедициями в 50–70-е гг. ХХ в., так и при последних исследованиях Сунгиря, обрабатывается с помощью современного программного обеспечения, используемого для геоинформационных систем.
«Эти данные станут основой трехмерной пространственной модели, куда, как на «скелет», необходимо «посадить» реальные артефакты, которые сейчас хранятся в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это позволит нам проследить изменения в материальной культуре этого выдающегося памятника археологии во времени», – сказал Константин Гаврилов.
По словам ученого, проект получил финансовую поддержку Российского научного фонда. Первые результаты исследовательская группа надеется получить к концу 2024 г.
Фото: Институт археологии Российской академии наук.