Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (по новому стилю 1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, где у родителей будущего писателя было около 1000 десятин земли и 400 душ крепостных.
Отец его, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской, по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: сыновья Николай и Иван (умер в возрасте 9 лет) и дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Будучи старшим братом, Гоголь впоследствии опекал сестер, заботясь об их образовании и воспитании.
Детские годы Николай Васильевич провел в имении родителей Васильевке (другое название Яновщина). Край был овеян будоражащими воображение легендами, поверьями, историческими преданиями. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька, где хранили сорочку казненного В. Кочубея и показывали дуб, у которого проходили свидания его дочери с гетманом Мазепой. Страсть к сочинительству проявилась у Гоголя очень рано, в детстве он писал стихи, которые, по воспоминаниям матери, вызвали восхищение у живущего по соседству известного поэта В.В. Капниста.
Вместе с братом Иваном в 1818–1819 гг. Гоголь обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил во вновь основанную гимназию высших наук в Нежине. Здесь еще сильнее проявилась художественная одаренность Гоголя: он занимался живописью, участвовал в спектаклях – как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполнял комические роли (например, роль госпожи Простаковой в «Недоросле»). В гимназии Гоголь пробует себя и в различных литературных жанрах: пишет элегические стихи, поэмы, сатиры. Однако, мысль о писательстве еще «не всходила на ум», все его устремления в то время были связаны с государственной службой. Окончив гимназию в 1828 г., Н.В. Гоголь вместе с одним из самых близких друзей А.С. Данилевским отправился в Петербург. Первые же недели пребывания в столице глубоко разочаровали молодого человека царящим духом чинопочитания, мелочностью, своекорыстием и всеобщей обезличенностью.
Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Поэма юного Гоголя вызвала резкие и насмешливые отзывы критики, что усилило его тяжелое настроение. В июле 1829 г. он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Вскоре по возвращении Гоголь переживает еще одно разочарование – безуспешной оказывается его попытка поступить на сцену в качестве драматического актёра.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу сначала в Департамент хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов, где он служит под началом известного поэта В.И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений. В это же время Гоголь завязывает обширные литературные знакомства – с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым, А.А. Дельвигом. На вечере у Плетнёва 20 мая 1831 г. он был представлен Пушкину, и вскоре его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки, а с марта 1831 г. по ходатайству Плетнева становится преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение).
Одновременно с этим Гоголь печатает ряд небольших художественных произведений и статей, а опубликованные в 1831 г. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызвали почти всеобщее восхищение. К середине 1830-х гг. после выхода «Миргорода», «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Арабесок» литературная слава Гоголя становится бесспорной. Осенью 1835 г. Гоголь принимается за написание «Ревизора», сюжет которого был подсказан Пушкиным. Работа продвигалась столь успешно, что уже 18 января 1836 г. он читал комедию на вечере у Жуковского, а в феврале уже был занят ее постановкой на сцене Александринского театра.
Премьера состоялась 19 апреля 1836 г., а 25 мая спектакль был впервые поставлен в Москве в Малом театре. Однако, глубина комедии не была отражена ее первыми постановками, придавшими ей налет водевильности и фарса. Первыми резко прозвучали недоброжелательные и бранчливые отзывы Ф. Булгарина, обвинившего Гоголя в клевете на Россию. «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого… Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня…» (из письма Гоголя М.С. Щепкину 29 апреля 1836 г.). Размолвка с Пушкиным усугубила тяжелое душевное состояние писателя, и в июне 1836 г. в сопровождении Данилевского Гоголь уехал за границу, где в общей сложности прожил 12 лет, лишь изредка возвращаясь на Родину.
Писатель отправился в Германию, потом в Швейцарию, затем побывал в Париже. В столице Франции он возобновил работу над романом «Мёртвые души», к написанию которого он приступил еще в Петербурге, но забросил работу из-за нехватки времени. В начале марта 1837 г. Гоголь отправился в Италию, где в 1841 г. завершил работу над первым томом «Мёртвых душ». Чтобы отдать роман в печать он возвратился в Москву. Благодаря содействию друзей, 9 марта 1842 г. цензор А.В. Никитенко разрешил книгу к печати, правда, без «Повести о капитане Копейкине». История Чичикова, разъезжавшего по России для приобретения «мертвых душ», числившихся живыми по переписи, для представления их в качестве залога, вызвала разную реакцию читателей. С.Т. Аксаков вспоминал, что многим нравилось произведение, но были и те, кто относился к Гоголю с нескрываемой ненавистью. Летом 1842 г. писатель снова отправился за границу, где продолжил работу над вторым томом «Мёртвых душ». По замыслу автора «Мёртвые души» должны были выйти в трех томах, причем в конце романа главный герой меняется, переосмысливая свое отношение к жизни и нравственным ценностям.
Спустя три года, в 1845 г., у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни, он сжигает рукопись второго тома. Позже он объяснит свой поступок тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу. В середине 1840-х гг. в сознании Гоголя произошел перелом. Он обратился к религиозному мистицизму и все чаще думал, что его призвание состоит в том, чтобы менять жизнь и умонастроения в России, исправлять общественные нравы. Свою писательскую деятельность он воспринимал как служение Богу. Его произведения того времени приобрели назидательный, проповеднический тон. В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», навлекшие на писателя настоящую критическую бурю. Гоголь не мог прийти в себя от полученных «ударов»: «Здоровье моё потряслось от этой сокрушительной для меня истории по поводу моей книги… Дивлюсь сам, как я ещё остался жив».
В 1848 г. Гоголь окончательно вернулся в Россию и жил попеременно то в родном имении у матери, то в Одессе, то в Москве в доме графа А.П. Толстого. Душевное и физическое состояние писателя неуклонно ухудшалось. Он оставил литературные труды, постоянно испытывал страх, строго постился. В феврале 1852 г. Н.В. Гоголь сжег в приступе безумия все свои рукописи. К этому времени он практически перестал есть и очень ослабел. Друзья писателя пригласили к нему врачей, пытались кормить и лечить насильно, но все эти попытки оказались тщетны. Умер Николай Васильевич Гоголь 21 февраля (4 марта) 1852 г. в Москве. Причиной смерти называют тяжелую депрессию или шизофрению, спровоцировавшую отказ от еды. Похоронили писателя на кладбище Свято-Данилова монастыря, однако в 1930-х гг., когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранятся подлинные документы о служебной и литературной деятельности Н.В. Гоголя. В фонде Департамента уделов (ф. 515) хранится аттестат, свидетельствующий об успешном окончании Николаем Гоголем-Яновским Нежинской гимназии, а также прошения об определении его на службу и увольнении «в связи с домашними обстоятельствами». В фонде Министерства народного просвещения (ф. 733) находится на хранении послужной список, который содержит сведения о продвижении писателя по службе с 1830 по 1835 гг., образовании, о наличии у Гоголя родового имения (80 душ, 700 десятин земли). Несомненный интерес представляют документы о рассмотрении произведений писателя в Цензурном комитете. Несмотря на то, что большинство произведений Гоголя были разрешены к печати, их не разрешали выпускать дешевыми изданиями, так как они становились бы доступными для народных масс. Так в отношении повести «Шинель», которую предполагалось включить в сборник для народных чтений «Пятая пчёлка», Цензурным комитетом было сделано следующее заключение: «Повесть Гоголя, в которой излагаются душевные и жизненные муки бедного чиновника, не будет понята, как должно следует, простолюдинным читателем. Такой читатель вынесет убеждение о забитости и о безвыходном, униженном положении небольшого чиновника…». По той же причине было запрещено издание повести «Тарас Бульба» в журнале «Чтения для солдат». Цензурной экспедицией Собственной е.и.в. канцелярии (ф. 780) была запрещена к постановке пьеса Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии», в которой, по мнению цензоров, «встречаются смелые суждения о служащих, о правительстве и о народе». Среди документов фонда Дирекции императорских театров (ф. 497) хранятся списки исполнителей ролей в комедии Гоголя «Ревизор», поставленной на сцене Александринского театра в 1836 г., монтировка сцены, афиши к спектаклям. Также в РГИА хранятся документы об установке памятников писателю и о праздновании в 1909 г. столетнего юбилея со дня рождения Н.В. Гоголя. Вышеперечисленные и многие другие хранящиеся в РГИА документы представляют несомненный интерес для исследователей жизни и творчества великого русского писателя.
Текст: О.В Крстич, Российский государственный исторический архив (РГИА).
Заглавное изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: