21.05.2024 17:41
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 7230; сегодня: 6.

Подвиг экипажа Павла Рака

23 июня 1944 года началась наступательная операция "Багратион", одна из крупнейших в истории. Вскоре начались бои за Борисов.

- Борисов для фашистов был значимым стратегически важным пунктом в обороне Минска: самая крупная станция на линии между Минском и Оршей. Борисов находится на реке Березине, поэтому фашисты придавали большое значение. По сути, перед нами последний рубеж знаменитого "Восточного вала", который немецко-фашистские войска создавали на Днепре, - объяснил преподаватель исторического факультета БГУ, кандидат исторических наук, доцент Сергей Александрович. - Буквально притоки Днепра с востока, Проня и Бася, - это первая линия. Сам Днепр - вторая. А Березина - последняя крупная река, которая могла стать серьезным препятствием для советских войск в освобождении Беларуси, она течет на всем протяжении по территории нашей страны с севера на юг. Дальше таких крупных рек, которые были бы препятствием для Красной армии, больше не будет. Только в Польше Висла и ее притоки. 

- Борисов был превращен в достаточно сильный укрепленный пункт. Были подготовлены артиллерийские батареи, заминированы мосты. Было сложно без потерь проникнуть в город и перейти реки Сху и Березину, - добавил старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Виктор Русецкий.

В ночь на 30 июня на разведку на правый берег отправились четыре танковых экипажа. Нужно было узнать, что собой представляет оборона фашистов.

- Они мосты заминировали, но не взрывали. Наверное, отступающие воинские части должны были ими воспользоваться. Сразу после моста на правом берегу стояла минометная батарея, зенитная батарея. И даже пятую немецкую танковую дивизию перебросили в Борисов, - рассказала директор Борисовского объединенного музея Лилия Вязович.

Невредимым ворваться в Борисов смог только экипаж Павла Рака. Но за его танком тут же взорвали мост. Пути к отступлению были перекрыты.

- Сам Павел Николаевич подбил артиллерийский расчет, который уничтожил танк его сослуживцев и продолжил вести борьбу в ночном Борисове. Уничтожил несколько укреплений врага, подбил "Фердинанд" (самоходную установку). Внес хаос, неразбериху, - описал события той ночи Виктор Русецкий.

- В то время новый, Борисов не был таким большим городом, как сейчас. Это было объединение нескольких поселков. Наверное, пользуясь этим моментом, экипаж танка смог свою машину отвезти в достаточно безопасное место. Во всяком случае, погони за ним не было, - считает Сергей Александрович.

Павел Рак родился 23 августа 1910 года в селе Карпиловка (ныне - Полтавская область). Возглавлял тракторную бригаду. С 1941 года член ВКП(б). Окончил Саратовское танковое училище. Принимал участие в Сталинградской битве, форсировании Днепра, освобождении Смоленска и Беларуси.

- У него было неполное среднее образование, окончил семь классов школы в деревне. Был конюхом, трактористом. Его отец был председателем колхоза, а мама работала вместе с сыном в этом же колхозе. С началом Великой Отечественной войны, уже на второй день, 23 июня 1941 года, он ушел добровольцем на фронт, и судьба его поведет через многочисленные сражения Великой Отечественной войны, - добавил Виктор Русецкий.

Немцы решили, что танк будет прятаться на окраине. Но экипаж Рака направился в центр.

- Они разгромили комендатуру. И все время спрашивали: "Где тюрьма?" А тюрьма осталась на левом берегу, поэтому люди им указывали лагеря. И они в район Лядищ освободили 2000 человек военнопленных, - рассказала Лилия Вязович. - А как они туда попали, ведь немцы блокировали дороги? Оказывается, немецкие габаритные "Тигры" и "Пантеры" по предмостным укреплениям, оставшимся после войны 1812 года, не могли проехать. И немцы не рассчитывали, что наш танк Т-34 маневренный, меньше по габаритам, их пройдет. Юзом прошли по этим рвам.

Немецкое командование на какое-то время потеряло управление. Царил хаос. И в этом хаосе экипаж Рака еще и обычным людям смог помочь.

- Они услышали "помогите" и подошли к человеку, который лежал под расстрелянными телами. Говорит: "Помогите мне выбраться, у меня ноги пробиты, я идти не могу". - "Мы тебя не можем взять, ты в танк не можешь сесть". - "Вы знаете, я буду держаться наверху за поручень, но только вывезите, мне очень страшно здесь". Дорога там была военная. И он, говорят, ноги свои навесу держал, чтобы они не попали под гусеницу. Когда уже выбрались к железнодорожному вокзалу, остановились у дома, отдали этого человека, попросили женщину помочь ему.

Расстреляли два эшелона на вокзале.

Остается вопрос: почему в экипаже Павла Рака было всего три человека? По одной из версий, командира экипажа убили или тяжело ранили накануне.

- Рак, Данилов и Петряев. Возможно, экипаж создали буквально накануне операции, накануне задания. Интересная особенность: механик-водитель Петряев был совсем юн, 18 лет. Призван был в армию в 1944 году, окончил танковую полковую школу механиков-водителей. Был направлен на фронт. Трудно сказать, насколько он был опытен. Тем не менее как показал подвиг героев-танкистов, он со своими задачами справлялся весьма и весьма хорошо, - считает Сергей Александрович.

Бой длился шестнадцать часов. Нужно было возвращаться к своим, и как можно быстрее.

- Это было в районе 15 часов дня. Павел Николаевич уже прорывался к мосту, чтобы обеспечить его защиту и подготовить плацдарм для наступления основных сил Красной армии. Однако немецкое командование к этому моменту уже смогло стабилизировать обстановку в городе, в какой-то мере прийти в себя, - объяснил ситуацию Виктор Русецкий. - Была подготовлена засада. Его окружили с трех сторон. С одной стороны - немецкая самоходка, два "Тигра" - с двух других сторон. То есть экипаж Павла Рака физически не мог бы одновременно подавить огонь с трех сторон.

- Со второго снаряда была пробита броня, осколки полетели во внутрь. От собственных осколков погибли Павел Николаевич Рак и водитель Петряев. Башенный стрелок Данилов выбрался через нижний люк (верхний заклинило). Но кругом были немцы, его нашли и расстреляли, - рассказала Лилия Вязович.

Борисов освободили на следующий день, 1 июля 1944 года. За оборону и взятие Борисова "Золотую Звезду" Героя получили 29 солдат и офицеров.

- В освобождении Борисова принимали участие войска 3-го Белорусского фронта, командовал им генерал Черняховский. Возможно, он бы стал маршалом СССР, но погиб на территории современной Польши. Наиболее отличились части 5-й армии, командующий генерал Крылов, части 11-й армии - командующий генерал Галецкий, и части 31-й армии - генерал Глаголев, - перечислил Сергей Александрович.

Бойцы Красной армии нашли тела танкистов. Данилова опознали сразу. Петряев и Рак сильно обгорели.

- Как определили, кто из них был командир… Говорят, когда танк Т-34 выпускали на позиции, отправляли в воинские части, то на приборную панель всегда давались часы. Как правило, их себе забирал командир. По часам на руке было определено, кто из них командир, - объяснила Лилия Вязович.

- Достаточно интересная судьба у Алексея Данилова. Его угнали в Германию, но он смог бежать в Литве. Долго пробирался на неоккупированную территорию, смог перейти линию фронта. И был призван в Красную армию в 1943 году. И самый молодой, Александр Петряев - сибиряк, уроженец Красноярского края. До войны работал в колхозе, имел отношение к технике. Работал механизатором, был призван в Красную армию и буквально сразу же направлен в школу механиков-водителей при учебном танковом подразделении. Его опыт жизненный и трудовой в какой-то степени компенсировал недостаток военного опыта, - добавил Сергей Александрович. 

Когда город освободили, членов экипажа Павла Рака похоронили в братской могиле на Минском шоссе. В память о подвиге танкистов в городе есть памятник: танк ИС-2 на берегу Березины.

- В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в зале номер восемь размещены портреты и рассказывается о подвиге Павла Николаевича Рака. В советское время многочисленные статьи выходили, где на [примере] подвига Рака рассказывалось о самоотверженности советских танкистов. Он приводился как пример для других танкистов из различных уголков Советского Союза, - рассказал Виктор Русецкий.

Согласно местной легенде, Черняховский, когда узнал о подвиге танкистов, поклонился их останкам. И тут же приказал представить погибших к званию Героя Советского Союза. Как бы там ни было, 24 марта 1945 года экипаж Павла Рака стал единственным экипажем за всю историю Великой Отечественной войны, который в полном составе был удостоен этого звания.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Черняховский Иван Данилович, советский военачальник, командующий 60 армией и 3 Белорусским фронтом во время Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал армии.
Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Патриотизм, Праздники, памятные даты, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Волгоградская область, Красноярский край, Саратовская область, Смоленская область
Сайты столиц субъектов РФ: Волгоградская область - Волгоград, Саратовская область - Саратов, Смоленская область - Смоленск
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Германия, Литва, Польша, Россия, СССР, Украина
Сайты столиц стран: Беларусь - Минск
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: www.belta.by/society/view/podvig-ekipazha-pavla-raka-chto-smog-sdelat-s-tselym-gorodom-tank-otrezannyj-ot-svoih-635600-2024/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...