Исследовательское судно Анастасия продолжает работу по изучению Ладожского озера. Экспедиция "Наследие ладожских глубин", центра научных исследований 1xpedition совместно с инженерной компанией Морская Геодезия проходит на траверсе острова Коневец.
Ладожское озеро известно своими переменчивыми глубинами и скрытыми подводными препятствиями. Низкие каменистые берега, отмели, мелководье, огромные волны вздымающиеся над ним в ветреную погоду - опасные спутники судоходства. Архивные данные свидетельствуют о множестве кораблекрушений в этих местах, вызванных как погодными условиями, так и недостаточным знанием особенностей водоема.
Команда проекта проанализировав данные многолучевого эхолота локализовала большое судно затонувшее на глубине 34 метра.
Первые визуальные обследования проводятся с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, следом к осмотру приступают дайверы с подводными фото-видеокамерами.
Судно производства Финляндии конца XIX начала XX века имеет значительные разрушения, возможно был внутренний взрыв. На одном из бортов наблюдается снесенная ударной волной рубка.
На палубе лежит нактоуз, телеграф и штурвал. В некоторые помещения можно попасть для визуального осмотра.
«Проплыв в трюм, я увидел керамическую чашку, приподнял столешницу, там оказалось еще несколько. Взял в руки одну из них, чтобы рассмотреть. Обычные керамические изделия, вероятно выполнены на гончарном круге, на дне слой ила. Я попытался промыть чашку, качнул ее и увидел на дне камешки, нежно белого цвета с перламутровым блеском, размером с горох, только не круглые, а продолговатые, овальные даже. Наверное это жемчужины, точно скажут уже специалисты», - рассказал дайвер центра научных исследований 1xpedition Олег Шабуня.
Одной из интересных особенностей судна является символ расположенный с двух сторон судна корабля - «Левиафан». Изображение очень хорошо сохранилось и символизирует могущество, силу и необузданную природу.
«Это навело нас на мысль, что, возможно, это и пиратское судно. Зачем пассажирским или торговым судам иметь на своих бортах изображения монстра, ассоциирующегося со смертью? Считалось, что с этим существом не может справиться ни одно оружие, а изловить или покорить Левиафана просто невозможно», - поделился координатор центра научных исследований 1xpedition - Сергей Куликов.
Первые находки не заставили себя ждать: корабельная рында, несколько керамических сосудов, фарфоровый умывальник, элементы судового декора, телеграф и кирпичи от камина с надписями - Hoganas.
«Нечастая разновидность огнеупорного силикатного кирпича произведенного на юге Швеции в деревне Hoganas провинции Скане, находящейся в 20 км от г. Хельсинборга.
Благодаря совместным залежам угля и глины в 1832 году было начато производство кирпича и керамики. У Великого княжества Финляндского не было таможенной границы с Европой и кирпич из Швеции было привезти проще и дешевле, чем из России», - рассказал Павел Илатовский, участник краеведческого клуба «Оберег" из города Питкяранта.
Найденное судно представляет собой интересный объект. Какие оно хранит тайны, пока неизвестно, но материалы исследования, найденные артефакты, подводная фото видео съемка будет передана коллегам в центр подводного наследия ИА РАН для дальнейшего изучения.
Фото: Центр подводных исследований 1xpedition.