02.07.2024 18:01
Новости.
Просмотров всего: 7591; сегодня: 7.

К 185-летию со дня рождения художника Константина Маковского

К 185-летию со дня рождения художника Константина Маковского

К.Е. Маковский – Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы.

Родился Константин Егорович Маковский 20 июня (2 июля по новому стилю) 1839 г. в Москве. Его отец работал в Экспедиции кремлёвского строения, ведавшей строительством и реставрацией императорских дворцов Москвы и окрестностей. Кроме того, он состоял в комиссии, занимавшейся возведением храма Христа Спасителя. В молодые годы Егор Иванович талантливо вырезал из кости интересные миниатюры и всерьёз пробовал себя в живописи. Мать будущего художника, Любовь Корнелиевна, в девичестве Молленгауэр, одна из первых красавиц Москвы, прекрасно пела, преподавала пение в консерватории Н.Г. Рубинштейна. В семье росли еще два сына и две дочери. Все три мальчика и их сестра Александра стали художниками, однако самым талантливым и известным из них оказался Константин.

В доме Маковских царила творческая атмосфера. Здесь часто бывали известные художники и композиторы, детей обучали музыке, пению и рисованию. Выбирая свой жизненный путь, Константин последовал примеру отца, который владел мастерством живописца. Позже, став уже успешным и известным художником, он отмечал, что достигнутыми успехами более всего обязан именно отцу, а не преподавателям и профессорам живописи.

В 12 лет Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был Е.И. Маковский. Здесь вместе с ним учились будущие мэтры живописи: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и другие участники будущего «Товарищества передвижных художественных выставок». В годы ученичества, в 1856 г., Константин написал свою первую заметную работу — «Портрет Е.И. Маковского», который в настоящее время экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1858 г. молодой живописец отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (далее – Академия), чтобы совершенствоваться в рисунке и композиции, в чем очень скоро преуспел. Создав целый ряд заметных работ, в числе которых «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания, торгующих из Храма» (1860 г.), «Харон перевозит души через реку Стикс» (1861г.) Маковский получил золотые и серебряные медали за талантливое художественное воплощение различных исторических, мифологических и библейских сюжетов. Выбор подобных тем, считавшихся классическими, приветствовался в стенах Академии, которая сама определяла тематику дипломных работ своих выпускников. Такая постановка вопроса и стала причиной «бунта четырнадцати», когда 14 самых талантливых учащихся, в числе которых был и К. Маковский, отказались писать дипломы по предложенным темам и досрочно покинули стены учебного заведения. Тем не менее, живописец считал обучение в Академии важным этапом в своей творческой жизни и не прерывал с ней связи.

Покинув академические стены, Маковский присоединился к Артели художников, которую возглавлял И.Н. Крамской. Помимо замечательных портретов современников, Константин Егорович до 1883 г. писал картины на социальные темы. Материалы для своих работ он собирал не только в столицах, но и в Саратовской, Тамбовской и Тверской губерниях, где подолгу жил. В 1867 г. Маковский за несколько картин, представленных на академических выставках, в числе которых была знаменитая «Селёдочница», получил звание академика. В 1869 г. за картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» был удостоен звания профессора.

В 1870 г. К.Е. Маковский вместе с коллегами, среди которых были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, основали «Товарищество передвижных художественных выставок». Главными целями «Товарищества» стало лишить Академию монополии на проведение выставок, и показать провинциальному зрителю новейшие достижения российского изобразительного искусства. Уже в 1871 г. состоялась первая успешная выставка работ художников-передвижников. В таких показах Маковский неизменно принимал участие. Именно на передвижнических выставках зритель впервые увидел его широко известные работы «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.) и «Дети в поле» (1870-е гг.).

В начале 1870-х гг. заболела туберкулезом первая жена художника — Елена Тимофеевна Буркова, служившая актрисой в труппе Императорских театров. Семья отправилась для поправки ее здоровья в Египет. Там Константин Егорович много и плодотворно трудился над этюдами. Однако теплый североафриканский климат не помог супруге художника. В 1873 г. она умерла, и Маковский вернулся в Египет, где написал несколько работ, в том числе этюд к картине «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» (1876 г.), приобретенный императором Александром II.

Вскоре художник познакомился со своей второй супругой — Юлией Павловной Летковой. В 1875 г. супруги Маковские во время свадебного путешествия встретились в Париже с И.Е. Репиным, который оставил о своем коллеге воспоминание: «Красивый, молодой блондин, уже прославленный, уже богач». К тому времени Маковский действительно стал уже признанным, очень популярным и высокооплачиваемым мастером живописи. Ему заказывали портреты весьма состоятельные люди, в том числе, особы августейшей фамилии и сам император Александр II.

Творчество Маковского насчитывает большое количество семейных портретов. Он очень любил писать жену и детей. Получили известность и признание «Портрет Ю.П. Маковской» (1881 г.), «Портрет детей художника» (1882 г.), «Портрет сына в мастерской» (1882 г.) и многие другие работы в этом жанре, выполненные в разные годы.

Известен Константин Егорович также как признанный мастер жанровых произведений, пейзажей и натюрмортов. Перечислять все работы мастера вряд ли уместно, поскольку он был на удивление плодовитым художником. Причем работал во многих жанрах, в том числе занимался росписью домашних интерьеров (особняк барона фон Дервиза в Петербурге). Помимо отображения современной ему жизни, К.Е. Маковский часто обращался к русской истории, изображая людей минувших веков. Впечатляют такие работы живописца, как «Боярский свадебный пир XVII в.» (1883 г.), «Под венец» (1890 г.), «Боярыня у окна» (1885 г.), «Девушка в жемчужном ожерелье» (1880-е гг.), «У околицы» (1890 г.).

В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской выставке было представлено эпическое полотно художника, созданное им в 1890 г., «Минин на площади Нижнего Новгорода призывает народ к пожертвованиям», талантливо воскресившее, по мнению современников, славное прошлое русской земли. К этому времени К.Е. Маковский, получивший уже мировое признание, расстался со своей второй супругой и вскоре женился на Марии Алексеевне Матавтиной, с которой счастливо прожил до конца своих дней.

На склоне лет К.Е. Маковский написал замечательную картину «Боярышня. За чаем» (1914 г.), хранящуюся ныне в Ульяновском художественном музее. В сентябре 1915 г. с художником произошла трагедия – при столкновении трамвая с пролёткой, в которой находился Маковский, он получил тяжелую травму головы и, несмотря на проведенную операцию, скончался. Похоронили художника на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

За несколько лет до кончины К.Е. Маковский признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Действительно, многие задумки художника остались нереализованными, но так или иначе, Константин Егорович Маковский прожил замечательную жизнь, оставив после себя богатейшее творческое наследие. Его работы украшают коллекции большого числа музеев в России и за рубежом, а многочисленные документальные свидетельства жизни и творчества выдающегося мастера живописи бережно хранятся в фондах отечественных архивов.

Текст: С.В. Чернявский, к.и.н., Российский государственный исторический архив (РГИА).


Участники событий и другие указанные лица:

  • Крамской Иван Николаевич, русский живописец, художник русского реализма XIX века, автор исторических картин и портретов, академик Императорской Академии художеств;
  • Маковский Константин Егорович, русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников;
  • Перов Василий Григорьевич, русский живописец, первостепенная фигура реалистической школы второй половины XIX века; академик и профессор Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок;
  • Репин Илья Ефимович, русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской академии художеств;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Саврасов Алексей Кондратьевич, русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, академик Императорской Академии художеств;
  • Шишкин Иван Иванович, русский живописец, рисовальщик, академик Императорской академии художеств, один из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.

Фотография художника К.Е. Маковского. РГИА.
Фотография художника К.Е. Маковского. РГИА.

Прошение ученика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств о прекращении занятий в Академии и с просьбой удостоить его званием свободного художника. 9 ноября 1863 г. РГИА
Прошение ученика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств о прекращении занятий в Академии и с просьбой удостоить его званием свободного художника. 9 ноября 1863 г. РГИА

Диплом К.Е. Маковского на звание классного художника. 10 сентября 1867 г. РГИА
Диплом К.Е. Маковского на звание классного художника. 10 сентября 1867 г. РГИА

Прошение академика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств с просьбой удостоить его званием профессора. 4 октября 1869 г. РГИА
Прошение академика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств с просьбой удостоить его званием профессора. 4 октября 1869 г. РГИА

Репродукции с картин художника К.Е. Маковского из фонда Редакции журнала «Старые годы». Начало XX в. РГИА
Репродукции с картин художника К.Е. Маковского из фонда Редакции журнала «Старые годы». Начало XX в. РГИА

Некролог на кончину К.Е. Маковского из утреннего выпуска газеты «Биржевые ведомости». 18 сентября 1915 г. РГИА
Некролог на кончину К.Е. Маковского из утреннего выпуска газеты «Биржевые ведомости». 18 сентября 1915 г. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8338
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...