Массовое появление наборных каблуков в российских археологических коллекциях датируется не ранее середины XVI века. Предполагается, что источником их появления могли быть заезжие купцы и мастера, но и не только.
Историю каблучной обуви на Руси в журнале "Археология Подмосковья" описал Дмитрий Осипов из Государственного исторического музея.
"На примере обуви, которая также является частью костюма, мы периодически фиксируем смену форм, конструкции и технологии изготовления, что дает возможность выделять различные этапы развития кожевенно-обувного производства, - отмечает он. - Однако при попытке понять причины, способствующие изменениям, возникают трудности, связанные с поиском исторических свидетельств.
По этой причине заявления о заимствовании новой технологии или конструктивных изменений, пришедших в Россию с Запада или Востока, зачастую являются не более чем предположением, не подтвержденным конкретной информацией или хотя бы косвенными свидетельствами".
Анализ археологических коллекций, продолжает автор, позволил установить, что высокая обувь с наборным каблуком появилась в Московском царстве в XVI веке и пришла на смену внутреннему каблуку в виде нескольких косо срезанных пластин.
Наборный каблук собирался из полукруглых кожаных пластин, прошитых по периметру нитью и скрепленных для прочности деревянными шпеньками. Высота варьировалась от 3 до 5 сантиметров.
Некоторые историки связывают появление каблучной обуви с проникновением в русскую среду носителей западной культуры, в том числе мастеров. Процесс активизировался после окончания Ливонской войны, тогда же был отмечен рост моды на русское кожевенное производство: новая обувь начала производиться на месте.
Это может означать, что "европеизация" России началась за столетие до реформ Петра I. К одному из ее признаков исследователи и относят появление наборного каблука.
Дмитрий Осипов отмечает, что наличие низкой модельной обуви прослеживается лишь в городах и крепостях, расположенных в приграничных территориях. Одни из них, такие как Ивангород, Полоцк и Орешек, меняли свою политическую подчиненность, а такие города, как Псков и Смоленск, испытывали сильное западноевропейское влияние.
В то же время археологические находки в Москве, Твери, Коломне и Владимире не выявили серьезного европейского влияния на формы и конструкции обуви.
"Таким образом, европейское влияние зафиксировано лишь в приграничных регионах и не распространяется на остальную территорию Московского государства, - пишет автор. - Так где же изначально появляется каблучная обувь и откуда она попадает в Московию?"
Есть мнение, что наборный каблук мог попасть из стран Ближнего и Среднего Востока, поскольку его изображения находили на древних и раннесредневековых изображениях.
Например, туфли на высоком каблуке использовались в костюме согдийских женщин еще в I-III веках нашей эры. Впоследствии каблучную обувь начали активно использовали конные воины. Высокие каблуки позволяли всаднику удерживать ногу в стремени.
"В русском языке слово "каблук", впервые упомянутое в 1521 году в духовной Дмитрия Ивановича, считается заимствованием из тюркских языков, являясь суффиксальным образованием на базе арабского "k ab" - пятка, пята", - следует из научной работы.
Автор также отмечает, что установить место появления и пути распространения каблучной обуви в Средневековье крайне сложно, поскольку специальные работы по этой теме неизвестны. Кроме того, обувь тех времен плохо сохраняется во влажных слоях, а наборные каблуки, как правило, распадаются на отдельные фрагменты.
Но ответить на вопрос о том, когда на Руси появились каблуки, можно по косвенным признакам, например, по железным подковкам, которые сохраняются гораздо лучше самих каблуков. Появление же сапожных подковок в Московском царстве современные исследователи датируют второй половиной XVI века и напрямую связывают с распространением наборного каблука, который стал самостоятельной деталью обуви.
Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина".
Изображения: Дзен.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: