В сборнике "Полевой дневник" Института археологии РАН вышло новое исследование, основанное на результатах первого системного изучения древних дорог Херсонеса Таврического.
Дороги, построенные в IV-III веках до нашей эры, использовались на протяжении всей античной эпохи.
Главная задача при проведении работ состояла в фиксации результатов, полученных в течение одного полевого сезона, пишет Виктория Нессель из Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
Еще в начале 1990 годов археологи обнаружили отдельные участки античных дорог в разных местах Гераклейского полуострова. Однако до последнего времени особенности дорожного строительства того периода системно не изучались.
Новое исследование - это первая попытка системно осмыслить, какими были дороги в те времена. В рамках исследования особенно тщательно были изучены две античные дороги в северо-западной части Гераклейского полуострова, на территории между современными бухтами Камышовая и Круглая.
Установлено, что в указанном районе в IV-III веках до нашей эры было проложено несколько дорог. Одна из них в древности связывала северо-западную часть ближней хоры Херсонеса с внешними гаванями, в частности с современной Стрелецкой бухтой, но в число основных транспортных магистралей она не входила. Ее протяженность составляет 1354 метра.
Но такие второстепенные дороги пересекались с главными, как и в наше время. Один такой Т-образный перекресток был обнаружен еще в 1990-е годы. Было установлено, что первоначально, в III веке до нашей эры, ширина продольной дороги составляла 4-4,2 метра, а поперечной - 5-6 метров.
Однако в римский период произошло сужение до 2-3 метров, причем в это время дорога "использовалась с разваленными стенами и периодически подсыпалась в центральной части". Автор исследования называет такой прием вполне оправданным, поскольку даже сейчас место, где расположена древняя дорога, сильно размывается во время дождей.
Ранее археологи установили, что "древние строители сначала выравнивали участок в материковой скале до прочной поверхности камня. Мергель и рыхлый известняк снимался и насыпался в те места, где предполагалось возводить стены-ограды.
После выравнивания поверхности материковой скалы полотно дороги мостили плоскими камнями. Швы между ними заполнялись смесью щебенки с глиной".
Полотно каждой такой дороги требовало постоянного ухода, подсыпок и трамбовок. Причем речь шла даже не об удобстве передвижения по дороге, а просто о возможности ехать по ней.
"Такой уход мог быть обеспечен при одновременном существовании находившейся рядом усадьбы, - пишет Виктория Нессель. - В случае запустения усадьбы в негодность приходила и примыкающая к ней дорога.
Скорее всего, отрезки дорог, расположенные на отдаленном от действующих усадеб расстоянии, ремонтировались нерегулярно, о чем свидетельствует открытый нами фрагмент II поперечной дороги".
По ее словам, именно исходя из качества дорожного покрытия можно судить о направлении и интенсивности движения на Гераклейском полуострове, связанного с перевозкой продукции как к портам в бухтах в северной части полуострова, так и в Херсонес.
"Наибольшее внимание уделялось магистральным дорогам; там же, где движение осуществлялось от случая к случаю, дорожное полотно как таковое отсутствует или находится в очень "неухоженном" состоянии", - отмечает автор работы.
Античные дороги значительно зависели от местности, по которой они были проложены, а также от вида своего предназначения - основные или второстепенные. Кроме того, зависели они и от владельцев расположенных рядом земельных участков. Этим, возможно, объясняются выявленные археологами различия в способе сооружения дорожного покрытия и стен-оград.
Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина".
Изображение из открытых источников.