07.08.2024 13:21
Новости.
Просмотров всего: 4023; сегодня: 1.

О работе почты в 1949 году рассказал Главархив Москвы

О работе почты в 1949 году рассказал Главархив Москвы

В августе 1949 года члены Моссовета поручили городским службам провести ремонт почтовых отделений, увеличить выпуск грузовых автомобилей, необходимых для доставки посылок, и обеспечить сотрудников почтамта жильем.

К концу 1940-х годов Москву приходили сотни тысяч телеграмм, посылок, бандеролей, которые поступали в почтовые отделения города. В работе почты случались и некоторые сбои, поэтому членам Моссовета приходилось искать пути решения проблем в этой отрасли городского хозяйства, чтобы избежать жалоб москвичей, которые не могли получить посылки. В Главархиве сохранились документы о работе главного почтамта и отделений связи в советское время.

Из представленных документов известно, что в 1949 году горожане активно пользовались услугами почты, а количество корреспонденции и денежных переводов существенно выросло по сравнению с началом 1940-х годов. Например, только за 1948 год почтовые служащие отправили 838,8 млн письменной корреспонденции, было оформлено 17,7 млн денежных переводов и 21,6 миллиона телеграмм. Количество обращений в отделения продолжало расти. Так, за первые шесть месяцев 1949 года из Москвы было отправлено 826 млн рублей, а в столицу поступил 1 миллиард 94 миллиона рублей. Денежные переводы были оформлены через почтовые отделения. Также на почту поступали тысячи тонн посылок, которые было необходимо где-то хранить и выдавать адресатам, но работники уже не справлялись с ежедневной нагрузкой.

В начале августа 1949 года члены постоянной комиссии городского транспорта и связи в Моссовете подготовили справку о работе столичной почты и сохранности отправляемых вещей. На Главпочтамте обрабатывали запросы горожан, и, кроме главного офиса, в столице располагалось восемь межрайонных контор и 156 отделений связи. Эту сеть почтовых отделений обслуживало 10 тысяч 878 служащих, а в управлении по перевозке почтовых отправлений вокруг Москвы трудились еще 5,3 тысячи человек. 

За шесть месяцев работы почтовых отделений в 1949 году было зарегистрировано только одно ограбление почтальона, но при перевозке посылок в вагонах было зарегистрировано 84 хищения по вине сотрудников почты. Всех этих людей уволили, а 37 из них даже получили срок от трех до 15 лет. Так сотрудники управления почтовых отправлений боролись с кражами, однако большая часть из них случилась не только из-за халатности работников на местах, но и потому, что в почтовых отделениях не хватало места. 

Например, почти половина столичных почтовых отделений располагалась в неприспособленных для хранения посылок помещениях без ремонта. Кладовых для хранения ценностей не хватало. Многим служащим везло, если в их распоряжении оказывалась комнатка в шесть квадратных метров, где помещались только два шкафа, один из которых был несгораемым. Сигнализации и охраны не было. Например, в почтовом отделении № 61 тридцать сотрудников ютились в двух комнатах. В других отделениях  прием корреспонденции приходилось осуществлять через окно, так как в отделениях не было места для размещения посетителей. Кто-то из сотрудников был вынужден жить на месте работы, так как у них не было возможности получить жилье.

Еще более сложной проблемой оказалась доставка посылок по городу. В 1949 году в распоряжении почтовой службы находилось 104 машины, и только у 10 из них был закрытый кузов. Письма грузили в мешки, которые намокали в дождливую погоду. Так что за сохранность корреспонденции никто не отвечал, и многим отправителям везло, если их письма доставлял почтальон, который был вынужден ходить по городу пешком. Поэтому о доставке тяжелых посылок на дом в те времена не стоило мечтать. 

Чтобы доставить почту с использованием железных дорог, требовалось еще больше времени. Вагоны под погрузку диспетчеры подавали с опозданием до пяти часов. На Курском вокзале отсутствовало электричество, поэтому грузчики работали при свечах как в XIX веке, а на Казанском вокзале посылки хранились под открытым небом, так как не было складских помещений. Для транспортировки почтовых отправлений по районам Московской области машин не хватало, а поезда, к которым можно было цеплять почтовые вагоны, на некоторых ветках не ходили. 

Депутатам Моссовета было ясно, что для решения проблемы сохранности почтовых отправлений и ценностей необходимо срочно решать логистические вопросы и срочно улучшать материально-технических условия для работников всех почтовых отделений. Итогом изучения справки по работе почтамта в Москве членами Моссовета, стало их решение №41/6а «О мероприятиях по обеспечению сохранности почтовых ценностей в предприятиях московского почтамта», которое представлено в Главархиве.

Мосжилотделу выдали предписание срочно подыскать совместно с чиновниками районных советов подходящие помещения для размещения почтовых отделений. Восемь новых почтовых отделений планировали разместить на нижних этажах только что построенных домов, а также переоснастить помещения двух старых магазинов и закусочной, которые уже успели закрыться. Таким образом, внезапно освободились площади до 300 квадратных метров, которые можно было снова использовать. 

Все старые почтовые отделения решили срочно отремонтировать по согласованию с  районными советами, а нуждающиеся сотрудники должны были получить жилье. Работникам Горплана (Плановый отдел городского совета) поручили внести в свои расчеты на 1950 год изготовление на городских предприятиях 20 грузовых машин с закрытым кузовом для почтовых перевозок. Сотрудники Управления по делам архитектуры теперь должны были предусмотреть в планах застройки оборудование почтовых помещений на нижних этажах новых зданий. 

В итоге реализации этого решения Моссовета удалось улучшить условия труда для сотрудников почтовых отделений, а также решить проблемы потери посылок при доставке. Теперь члены Моссовета внимательно следили за бесперебойной работой почтовой связи, о чем в Главархиве сохранились соответствующие документы. 

О том, как работали почтовые отделения с 1920-х по 1980-е годы, можно также узнать из тематического альбома Главархива «Советская почта», где представлено большое количество архивных фотографий почтовых зданий и почтальонов. 


Почтальоны 9-го почтового отделения Фрунзенского узла связи перед выходом на участки. Автор – Г. Шпунькин. Москва. 24.09.1985 г. Главархив Москвы
Почтальоны 9-го почтового отделения Фрунзенского узла связи перед выходом на участки. Автор – Г. Шпунькин. Москва. 24.09.1985 г. Главархив Москвы

В почтовом отделении. Автор – Б.В. Игнатович. Москва. 1930-е гг. Главархив Москвы
В почтовом отделении. Автор – Б.В. Игнатович. Москва. 1930-е гг. Главархив Москвы

Сортировщица 1-й экспедиции Главного почтамта связывает почтовые отправления на почтовязальной машине. Автор – М. Филимонов. Москва. Октябрь 1960 г. Главархив Москвы
Сортировщица 1-й экспедиции Главного почтамта связывает почтовые отправления на почтовязальной машине. Автор – М. Филимонов. Москва. Октябрь 1960 г. Главархив Москвы

Работники конторы «Сортсемовощ» Посылторга за расфасовкой семян, отправляемых по почте. Автор – Б. Трепетов. Москва. 01.03.1957 г. Главархив Москвы
Работники конторы «Сортсемовощ» Посылторга за расфасовкой семян, отправляемых по почте. Автор – Б. Трепетов. Москва. 01.03.1957 г. Главархив Москвы

Работники Московской центральной базы «Посылторга» оформляют посылки для отправки заказчикам. Автор – А. Пушкарев. Москва. 02.11.1971 г. Главархив Москвы
Работники Московской центральной базы «Посылторга» оформляют посылки для отправки заказчикам. Автор – А. Пушкарев. Москва. 02.11.1971 г. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: www.mos.ru/news/item/142176073/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...