13.11.2024 09:21
Новости.
Просмотров всего: 6804; сегодня: 6.

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Парковая скульптура усадьбы Кусково — уникальное явление в истории и культуре России, она служит ярким примером того, как оформляли регулярные парки в середине и второй половине XVIII столетия. Оригинальную мраморную пластику для Кускова создавали по большей части итальянские мастера, но есть в коллекции и работы отечественных скульпторов.

Коллекция не имеет аналогов и повторений — владелец Кускова граф Петр Борисович Шереметев собирал ее для усадьбы почти 40 лет. Скульптура не только украшала парк, но и служила образовательным целям: знакомила гостей с историей и античной мифологией, приобщала к европейскому искусству. Была у нее и важная функция с точки зрения ландшафтной архитектуры: статуи организовывали пространство парка, расставляли определенные акценты и создавали смысловые группы. Кроме того, вся усадьба Кусково время от времени становилась своеобразной праздничной площадкой: здесь проводили многолюдные гулянья, ставили спектакли, и скульптура тоже была частью оформления и театральных декораций.

Сейчас в парке расположено 55 произведений — круглая пластика в полный рост и бюсты, представляющие античных богов, героев древнегреческих и древнеримских мифов, а также исторических личностей. 

Античные боги

Диану, богиню Луны и лесов, сестру Аполлона, можно увидеть, если обойти Итальянский домик справа. Безошибочно узнать ее помогут характерные атрибуты — полумесяц на голове и собака у ног. Богиня покровительствовала охотникам, а усадьба славилась своими угодьями. По четвергам и воскресеньям съезжавшиеся в имение гости могли принять участие в графской охоте. Петр Борисович Шереметев особенно любил охотиться с собаками и построил в Кускове целый псарный двор, где, согласно архивной описи, была даже специальная баня. Гончих граф выписывал из Англии, а охоту обеспечивал целый штат, в который входили ловчий, корытничии, псари, выжлятники и другие работники.

Статуя Аполлона, расположенная перед дворцом, изображает бога Солнца в виде юноши, опирающегося на лиру, — он считался покровителем музыкантов и поэтов. Сохранившиеся архивные документы Петра Борисовича Шереметева позволяют предположить, что это была одна из первых скульптур, появившихся в парке.

А на колонне рядом с поперечной аллеей находится статуя Минервы. Ее установили в честь визита в Кусково Екатерины II в 1775 году, когда в Москве праздновали подписание мирного договора с Турцией. Колонна создана по образцу тех, что находились в Царском Селе, автором скульптуры называют академика Императорской академии художеств Архипа Иванова. Есть легенда, что карельский мрамор для колонны подарила усадьбе сама императрица.

Богиня мудрости и разума, исполнительница законов и защитница гражданских прав ассоциировалась с правительницей у многих. Например, великая княгиня Мария Федоровна, урожденная София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская, подарила Екатерине ее портрет в виде камеи, на котором представила императрицу в образе Минервы.

Водные персонажи

Персонажей, представляющих водную стихию, в коллекции много — возможно, это связано с тем, что усадьба располагается в местности, где раньше было несколько водоемов, небольших рек и запруд.

Скульптура морской нимфы Фетиды, держащей в руках похожее на рыбу существо, находится на площадке перед павильоном «Грот». Фетида — нереида, одна из дочерей бога водной стихии Нерея, которые, согласно мифам, жили в гротах (то есть подводных пещерах). Статуя продолжает тематику паркового павильона: его купол увенчан каменным фонтаном, ажурные решетки на дверях и окнах напоминают водоросли, а в оформлении интерьера Иоганн Фохт использовал более 24 тысяч раковин из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.

Кроме того, неподалеку от «Грота» можно увидеть богиню рек, ручьев и озер Наяду. Рукой она придерживает сосуд, из которого выливается вода, на статуе выбита монограмма BS — вероятно, авторская, что дополнительно подтверждает итальянское происхождение скульптуры.

«Река Скамандр» — аллегорическое изображение реки, на которой в XIII–XI веках до нашей эры стояла древняя Троя. Часто речных богов изображали в виде старцев, опирающихся на урну с водой, дополнять изваяние могли весло, тростник или водоросли. Скульптура бога Скамандра — самая большая в кусковском регулярном парке, она находится в партерной части. На изваянии тоже есть монограмма BS, а на передней стороне в основании высечена надпись La fleuve Scamandre.

Неподалеку от Голландского домика и пруда расположились четыре статуи, среди них — аллегория реки Кусковы, некогда протекавшей неподалеку и, вероятно, давшей название усадьбе. Это одно из произведений отечественных скульпторов. Как раз к середине XVIII века прерванная традиция работы по камню в России возобновляется — мастера, прекрасно владеющие навыком резьбы по дереву, приобретают новый опыт. «Божество» Кусковы в представлении художника — это, как и Скамандр, старец, в его руках небольшой сосуд с водой.

Герои «Метаморфоз»

Усадебную коллекцию скульптуры подбирали, руководствуясь (во всяком случае, частично) известной «Росписью», которую прислал в Россию в 1716 году дипломат Петра I. Там было указано, какие статуи могут располагаться в парках и на какие группы (или манеры) их можно разделить. Одна из них, так называемая римская манера, предполагала парные скульптуры мифологических персонажей, в основном из «Метаморфоз» Овидия. И близ павильона «Эрмитаж» можно увидеть бюсты Орфея и Эвридики. Анализ стиля, размеров и пластических приемов позволяет предположить, что эти парные скульптуры изготовили в одной мастерской.

Лесная нимфа Эвридика, жена певца и музыканта Орфея, погибла от укуса змеи. Орфей отправился к властителю подземного мира Аиду, чтобы попытаться вернуть супругу. Аид, очарованный звуками лиры, позволил Эвридике уйти, но с условием: покидая царство мертвых, Орфей не должен оглядываться. Всего за один шаг до выхода он забыл о предостережении и обернулся, а Эвридика навсегда осталась в потустороннем мире. 

Другая пара скульптур — Вертумн и Помона. В «Метаморфозах» Овидий рассказывает историю о сватовстве бога смены времен года, мастера перевоплощений Вертумна к богине плодов Помоне. Брак состоялся, и пара уже вместе продолжила заботиться о процветании садов Италийской земли. Кусковская Помона изображена в традиционной манере с рогом изобилия (статичность фигуры, возможно, говорит о том, что изначально ее хотели разместить около здания), а Вертумн — с яблоками и виноградом.

Сохранение коллекции

Чтобы сохранить скульптуры, в Кускове за ними тщательно ухаживают. Например, на зиму их традиционно укрывают в защитные футляры: мрамор хорошо впитывает влагу в микроскопические поры и трещины. Замерзая, жидкость разрывает камень изнутри, так что осадки и заморозки могут повредить статуям. Поэтому скульптуры в парке готовят к зиме заранее, с середины октября, а открывают, когда сильных заморозков уже не ожидается.

В 2019 и 2020 годах кусковские скульптуры отреставрировали. Перед специалистами стояла масштабная задача — восстановить 50 произведений. Почти за три столетия на открытом воздухе некоторые статуи утратили авторскую пластику, а мрамор изменил цвет и покрылся трещинами. Но благодаря усилиям реставраторов сегодня гости усадьбы могут видеть скульптуры в их первозданном виде.

Изображение (фото): Ю. Иванко, пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, Департамента культуры города Москвы


Участники событий и другие указанные лица:


Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково

Коллекция Шереметева. Какие скульптуры украшают парк усадьбы Кусково


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11101 публикация
Сайт: www.mos.ru/news/item/146440073/
Поделиться:

Интересно:

Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
23.05.2025 18:23 Аналитика
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
В дореволюционной России этот полк отмечал день своего создания 23 мая каждого года. Семеновский полк — один из двух первых полков русской гвардии. Он по праву считался одним из лучших в рядах Императорской гвардии. Созданный самим Петром Великим, полк снискал неувядаемую славу и всеобщее уважение. О славных семеновцах и пойдет сегодня речь. Название полку дало подмосковное село Семеновское недалеко от одного из мест летнего пребывания царского двора. Изначально Семёновский полк относился к так называемым потешным полкам. Их создали для игр и забав молодого царя Петра Алексеевича и его ближайшего окружения из дворянских недорослей и дворовых слуг. Вскоре забава с «потешным войском» обрела иной смысл: создать профессионально подготовленную и преданную монарху гвардию, которая могла бы защитить Петра от любого...
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
23.05.2025 15:26 Мероприятия
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
В Библиотеке иностранной литературы состоялась торжественная церемония открытия мультимедийной выставки «Сопротивление Европы», посвященной архивным документам об антифашистских движениях в странах Европы. Вечер начался с приветственного слова Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которое представила генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Марина Захаренко. Ольга Любимова, Министр культуры Российской Федерации: "Выставка Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, организованная совместно с Российским государственным военным архивом и семьей Маргариты Ивановны Рудомино, подтверждает тот факт, что в России помнят о героях Сопротивления и чтут память о них. Движение Сопротивления в странах Европы носило интернациональный...
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
22.05.2025 16:39 Новости
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) принял активное участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum». Делегацию возглавил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. Министр выступил на нескольких ключевых мероприятиях. В частности, на сессии «Россия – страны MENA: от торговли к кооперационным проектам» он рассказал о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Москвы со странами региона MENA. В 2024 году товарооборот Москвы с государствами Ближнего Востока и Северной Африки составил около 14,4 млрд долларов. Этот показатель не только растёт, но и становится более диверсифицированным. Помимо традиционных поставок сырьевых товаров, увеличивается экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования, электротехнических...
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
22.05.2025 16:13 Аналитика
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
В Средние века дипломатических контактов между Францией и Русью практически не существовало. Исключением стал династический брак между королем Генрихом І и княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый запомнился не только масштабными преобразованиями и внешнеполитическими успехами, но и обширными династическими связями: его женой была дочь шведского короля Олафа, он выдал замуж свою сестру за польского короля, а двух старших дочерей – за венгерского и норвежского королей. В России длительное время было неизвестно об этой интересной матримониальной связи, так как в фокус внимания летописцев не попадали подобные события. До сих пор мы не знаем о происхождении и судьбе многих жен и дочерей древнерусских князей. Даты рождения Анны Ярославны и ее кончины точно не установлены. В историографии сложилось мнение, что она родилась не...
Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
22.05.2025 10:12 Аналитика
Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации. Уникальный внешний вид Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками. Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с...