02.12.2024 14:26, Редакция: 13.05.2025 10:06
Аналитика.
Просмотров всего: 27669; сегодня: 12.

Образование в Древней Руси

Образование в Древней Руси

Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью.

Грамотность в Древней Руси

Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени.

Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать поучения и наставления, переводить и создавать литературные произведения. Грамотность нужна была князьям и боярам для осуществления административных функций; священникам грамота была необходима для чтения священных текстов и для вычисления церковных праздников.

Обнаружение археологами берестяных грамот в Новгороде, Киеве, Смоленске, Твери, Пскове и Витебске показало, что грамотностью обладала большая часть посадского населения: на бересте писали ремесленники и купцы, взрослые и дети, мужчины и женщины. По мнению академика Б.А. Рыбакова (1908-2001), о распространении грамотности в городах свидетельствовали надписи на бытовых вещах; грамотой владели камнерезы, мастера по изготовлению печатей и монет.

О грамотности сельского населения говорит тот факт, что некоторые берестяные грамоты, судя по их содержанию, были написаны крестьянами окрестных деревень. Основы грамоты нужны были сельским жителям для осуществления различных вычислений при проведении сельскохозяйственных работ.

Определить общее число грамотных в Древней Руси удалось советскому историку, профессору Б. В. Сапунову (1922-2013): по его подсчётам, в домонгольский период общее число владевших грамотой в древнерусском государстве достигало 1-2% от общего числа взрослого населения; в городах эта цифра составляла 10-20%.

Школы в Древней Руси

Образование предполагает передачу и усвоение накопленных обществом знаний в специальных учебных заведениях или на дому. Термин «школа» впервые был употреблён в древнерусской летописи XIV века, но первые образовательные учреждения на Руси появились уже в X веке. По велению князя Владимира Святославича (958-1015) в Киеве при Десятинной церкви было организовано «книжное учение» – так называлась школа для «нарочитой чади» или детей знатных людей.

Обучение, построенное на изучении богословия, хорового пения, иностранных языков (греческого и латинского), исторических преданий и приобретении навыков проведения церковных календарных вычислений прошли сыновья князя Владимира и дети аристократии, способствуя появлению просвещённой элиты общества. Учителями в первой школе были греки, но обучение шло на родном языке, посредством «словеньской азбуки».

Постепенно появлялись школы и в других городах: известно, например, что в 1023 году существовала школа в Курске. В задачу образовательных программ школ входило обучение грамоте и приобщению к христианской религии.

Широкое распространение школьное образование получило при Ярославе Мудром, князе-просветителе (978-1054). Киевский Софийский храм стал не только центром православия, но и центром просвещения с огромной библиотекой. В киевской школе учились дети князя и представители аристократических семей, в том числе дети европейских монархов, взятых князем Ярославом на своё попечительство: сыновья свергнутого английского короля, наследники норвежского, датского и венгерского престолов. По поручению Ярослава в Новгороде была открыта богословская школа, где обучалось около трёхсот детей священников и мирян.

Примеру первых князей Руси последовали многие другие правители. Они сами обучались «книжному делу» и языкам и приобщали к наукам своих детей. Князь Роман Смоленский (?-1180) основал в Смоленске несколько школ; князь Константин Всеволодович (1185-1218) организовал школьное обучение во Владимире. По завещанию князя Константина часть его личных средств была направлена на открытие школы в его владимирском имении. Данные о наличии большого числа грамотных людей в этих княжествах косвенно подтверждаются расцветом культуры в Смоленске и Владимире. Со всей очевидностью можно предполагать, что фундаментом для расцвета литературы, искусства, архитектуры в домонгольский период истории Древней Руси являлось распространение образования.

Первоначально заботу о школах взяло на себя государство в лице князей, но по мере упрочения позиций церкви в Древней Руси школьное образование перешло в ведение церковных властей. Для получения материальной поддержки церковь обращалась за помощью к общине, приходу – так были заложены основы церковно-приходских школ.

Основными предметами в церковно-приходской школе были чтение, письмо и хоровое пение; некоторые исследователи дополняют этот список грамматикой и «счислением». Обучение грамоте начиналось с заучивания наименований и написания букв, за этим следовало обучение чтению по слогам и словам. В качестве тетрадей использовались береста или вощёные таблички, а ручкой служило «писало» – палочка с заострением на одном конце и лопаткой на другой: заострённым концом выдавливали или выцарапывали буквы, а лопаткой можно было стереть написанное. Материал для изготовления писал был разнообразный, чаще всего они были деревянными; при раскопках в Москве, в слоях XII-XIII веков археологами были обнаружены писала, изготовленные из кости и бронзы.

Академиком А.В. Арциховским (1902-1978) при раскопках в Новгороде были обнаружены букварь и отшлифованные керамические черепки с буквами, очевидно, выполнявшие роль разрезной азбуки. В качестве учебников выступали часослов, псалтырь и другие божественные книги; учителями были приезжие греки или местные священники. Священники стали духовными наставниками и пастырями для учеников; при посвящении в сан святые отцы указывали, что священство даётся, чтобы «учити отроков».

Обучение в школе проводилось индивидуально или в небольшой группе – 8-10 учеников. Учебный год начинался в разных местностях по-разному, чаще всего в зимнее время, свободное от хозяйственных хлопот. Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) считал, что поговорка «Батюшка Наум, наведи на ум» показывает, что обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума-грамотника. Большинство сельских детишек обучалось на дому.

На занятиях по математике изучали нумерацию и простейшие арифметические действия. Хотя школа не была нацелена на профессиональное образование, в каждой местности были свои основания для изучения математики: жители прибрежных районов знали, что математика нужна для судостроения и вычисления речных и морских маршрутов; купеческие дети с детства приобщались к счёту; умение считать было необходимо и детям ремесленников. Церковь была заинтересована в освоении математической науки, необходимой для проведения сложных вычислений при определении дат религиозных праздников.

Известно, что на Руси были знакомы с исчислениями в пределах 1-10 000 и с использованием дробей.

Хотя трудов древнерусских авторов по физике и химии не удалось найти, но работы ремесленных мастеров показывают, что они были знакомы со способами получения высоких температур, до 1200°С, для обжига и изготовления эмали. Солевары знали, как работать с концентрированными растворами, а архитекторы – как использовать усилители звука в храмах.

В период расцвета древнерусского государства, в XI веке, произошло расширение сети школьного образования. Исследователи полагают, что существовали два типа школ: повышенного типа для знати и элементарные для основного населения. Школой повышенного типа называют богословскую школу (академию) Киево-Печерского монастыря, откуда выходили не только высшие духовные иерархи, но и выдающиеся древнерусские мыслители и писатели. В школах повышенного типа изучались грамматика, риторика, поэтика; теология включала элементы философии и логики.

Примером элементарной школы являлась монастырская школа для населения, основанная Ярославом Осмомыслом (1153-1187) в Галицко-Волынском княжестве: в школе обучали основам грамоты. 

Обучение княжеских детей часто проводилось по системе кормильства, предполагающей, что княжичей в возрасте 5-7 лет отправляли в волости, где они княжили и находились под воспитанием знатных воевод-кормильцев. Наставники обучали княжичей не только наукам, но и воинскому мастерству. В XIII веке кормильцы были заменены «дядями» – высокообразованными представителями знати, каких стало много на Руси.

Первая школа для девочек на Руси

Важной особенностью древнерусского образования была его доступность для женщин, чаще всего это было монастырское обучение. Православная церковь не осуждала женскую образованность. Надписи на русских пряслицах и граффити (надписи) на стенах и столбах храмов в «женских» частях русских соборов свидетельствуют, что грамотными были женщины различных слоев населения. Грамотность Анны Ярославны, ставшей королевой Франции, поражала безграмотных знатных французов, которые могли расписаться только крестиками.

В 1086 году в Киеве при Андреевском монастыре была открыта школа для девочек, а затем училище для девиц, где обучали не только грамоте, но и домашнему ремеслу и искусству ведения хозяйства. Инициатором открытия школы была княжна Анна Всеволодовна, Янка, внучка Ярослава Мудрого, получившая домашнее образование. Такие же школы были открыты в Суздале и Полоцке.

Результатами развития образования в Древней Руси явилось не только обучение населения грамоте и основам наук, но и появление большого числа образованных людей, знакомых с трудами античных и византийских авторов и создавших свои оригинальные произведения: «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения Кирилла Туровского, шедевра «Слово о полку Игореве» и многие другие.

К XIII веку Киевская Русь по степени образования встала на один уровень со странами Европы.

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Дети, История, Культура, искусство, музеи, Наука, Образование, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Владимирская область, Курская область, Новгородская область, Псковская область, Смоленская область, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Владимирская область - Владимир, Курская область - Курск , Новгородская область - Великий Новгород, Псковская область - Псков, Смоленская область - Смоленск, Тверская область - Тверь
Сайты городов субъектов РФ: Владимирская область - Суздаль
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Венгрия, Дания, Норвегия, Россия, Украина, Франция
Сайты столиц стран: Украина - Киев
Сайты городов стран: Беларусь - Витебск
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Европа Центральная, Скандинавия
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12182 публикации
Сайт: mednolit.com/obrazovanie-v-drevnej-rusi
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...