22.01.2025 09:20
Персоны.
Просмотров всего: 12079; сегодня: 12.

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Ноябрь 1941 года. Полчища немецких войск ломились в ворота столицы. Фашисты заняли Вязьму, Калугу, Малоярославец, Калинин, приближались к Клину. Над Москвой нависла смертельная опасность. Тысячи юношей и девушек старались попасть в ряды защитников Родины, чтобы не дать врагу захватить сердце России.

В августе 1941 года добровольцем ушел на фронт молодой художник, сотрудник Серпуховского краеведческого музея Юрий Авдеев, ему только исполнилось 23 года. В 1941 году он сражался за Москву, воевал под Солнечногорском. С февраля по август 1942 – на Северо-западном фронте. Бесстрашный связист Юрий Авдеев в бою за село Павлово 10 раз в течение суток налаживал линию связи. Худенький юркий солдатик ползал от одного обрыва линии к другому. Установил связь с командным пунктом батальона и обеспечил управление боем. За выполнение боевого задания был представлен к награде «Медаль за отвагу». В бою за деревню Лунево Авдеев был ранен, но не ушел с поля боя, а обратился в санчасть только тогда, когда бой был закончен.

В эти страшные дни войны Юрий Авдеев никогда не забывал, что он художник: на кусках картона, фанеры появлялись подбитый танк, фронтовая землянка, опаленные огнем деревья. Работы были нарочито затемненные, но давали яркое впечатление о страшной народной трагедии.

Авдеев вспоминал, как он однажды был сильно встревожен: его вызвали в политотдел. Что случилось? А его, оказывается, официально назначили полковым художником. Он начал рисовать своих товарищей-однополчан. Это были офицеры и солдаты, военврачи и медсестры, радисты и разведчики. Бывало так, что сегодня он рисует портрет молодого бойца, а завтра этого улыбающегося парня уже не будет в живых…

Маленькие рисунки появлялись и на фронтовых письмах-треугольниках. Как было радостно получить весточку с фронта, да ещё с портретом близкого человека.

Многие военные работы Юрия Константиновича Авдеева хранятся в музеях, а совсем недавно была обнаружена коллекция его ранее неизвестных рисунков военных лет в фондах Института Российской истории РАН.

Война закончилась для Авдеева в 1944 году в боях за Ригу. Тяжелая контузия и сильная потеря зрения. Для художника – это трагедия. Надо было заново начинать жизнь. Но как?

Вернувшись в родные места, молодой солдат устраивается на фабрику в городе Серпухове, где слабовидящие штамповали пуговицы и кнопки. Но это было всё не то. Вспомнил, как в 1939 - 1940 годах, сотрудники Серпуховского краеведческого музея реставрировали в Мелихове чеховский флигель, маленький уютный дом, где А.П. Чехов писал свою «Чайку». Этот флигель до 1944 года был филиалом Серпуховского музея. Ю.К. Авдеев тоже принимал участие во многих делах. Его даже попросили написать портрет Чехова для будущей экспозиции флигеля.

В 1951 году Ю.К. Авдеев был направлен на работу в музей А.П. Чехова в Мелихове, а в 1952 году его назначают директором музея. В бывшей чеховской усадьбе стоял лишь флигель, вокруг – запустение. Дел было очень много. Для себя Авдеев решил, что, если он не сможет писать красками, то он будет художником в музейном деле.

Потихоньку начала возрождаться чеховская усадьба. Главным событием было восстановление дома А.П. Чехова. Сколько пришлось ходить по кабинетам чиновников, просить, доказывать, что это нужное и необходимое дело. Чтобы делать музей, надо было все знать о жизни Чехова в мелиховские годы, продумывать новую экспозицию, иметь предметы, которые не оставили бы посетителя равнодушным. Ю. К. Авдеев знакомится с сестрой писателя Марией Павловной и племянником Сергеем Михайловичем Чеховым, которые очень помогли ему в этом деле.

В 1957 году заложили первый камень. А в 1960, к 100-летию со дня рождения писателя, возрождённый дом принял первых экскурсантов. Экспонаты, полученные от родственников, местных жителей помогли сделать этот дом живым и тёплым. Позднее на усадьбе появляются хозяйственные постройки, флигель-кухня, баня. Ю.К. Авдееву удаётся добиться того, что участок чеховской земли, принадлежавший с 1920-х годов совхозу, стал тоже территорией музея. Постепенно там высаживались липы, берёзы, ели, сирень – создавались аллеи, как это было у Чеховых.

А зрение у Авдеева становилось всё хуже. Он рассказывал, как одна женщина врач, советовала ему чаще перебирать цветные тряпочки – это хоть немного, но активизирует зрение. Для Ю.К. Авдеева этими цветными тряпочками были краски. Он пишет чеховское Мелихово в различные времена года. Его этюдник можно было увидеть в разных уголках усадьбы. Как только выдавалось свободное время, художник начинал работать.

На его картинах краски немного необычные, они яркие и жизнеутверждающие: он так видел мир и так представлял его. Это уютные уголки усадьбы в разные времена года: цветущая сирень, чеховский дом, флигель, окрестности Мелихова.

Но и в мирные дни Авдееву вспоминается война. День Победы был для него самым важным днём в жизни: «Святой день» - говорил он. И вот спустя уже много лет после Победы появляется его новая картина «Иван-чай», которая никого не оставляет равнодушной и напоминает о великом подвиге нашего народа. На полотне - море цветущего иван-чая, яркие сочные краски, но во время войны здесь шли тяжёлые бои. Посреди цветов – помятая, проржавевшая солдатская каска и солдатские сапоги.

В Мелихово потянулись многочисленные экскурсанты. Они хотели познакомиться с заповедными местами, посмотреть чеховский дом, флигель, цветущий сад. Всем очень нравились экскурсии, которые проводили сотрудники музея. Экскурсоводы многое узнавали от своего наставника, замечательного рассказчика Ю.К. Авдеева. Он часто говорил: «Человек, прослушав вашу экскурсию, должен обязательно захотеть ещё и ещё раз приехать в Мелихово!» В книгах отзывов – благодарности посетителей, которые удивлены тем, что они увидели. Но Авдееву казалось, что ещё далеко не всё сделано. «Он и дальше продолжал зажигать огоньки» - так образно о работе Авдеева в день его памяти, сказала старая смотрительница музея. Открылись экспозиции в мелиховской и новосёлковской школах, которые когда то были построены Чеховым и сохранились до наших дней. Появился «Медицинский пункт доктора Чехова» в селе Крюково. В 1892-1893 годах, когда с юга к Москве двигалась холера, А.П. Чехов в этом старом фабричном здании принимал, осматривал и лечил больных.

Чтобы новые экспозиции были интересными, насыщенными, надо было перечитывать письма Чехова, его произведения, написанные в Мелихове. Но как? Глаза ничего не видят, строчки сливаются, начинаются сильные головные боли. «Глазами» Юрия Константиновича была жена Любовь Яковлевна, которая записывала его мысли и читала, читала ему Чехова. Авдееву очень хотелось рассказать о жизни писателя в Мелихове, о восстановительной работе на усадьбе, о мелиховских жителях помнящих доктора Чехова. Несколько раз переиздавалась книга Ю.К. Авдеева «В чеховском Мелихове». И в каждое издание добавлялось что-то новое и интересное.

В марте всегда отмечали день приезда Чехова в Мелихово. В гости к Юрию Константиновичу приезжали известные чеховеды: В.Я. Лакшин, З.С. Паперный, М. Н. Строева, К.М. Виноградова, Н.И. Гитович. Читали чеховские произведения Ю.В. Яковлев, А.А. Попов, О.Н. Ефремов. Приезжали друзья художники, бывшие фронтовики, которые с удовольствием писали Мелихово. Авдеев очень любил водить гостей по окрестностям, где бывал Антон Павлович.

В Мелихове снимались известные фильмы: «В городе С.», «Моя жизнь», «Лекарь мелиховского участка» - из замечательной серии «Путешествие к Чехову». Юрия Константиновича всегда приглашали быть консультантом во время съёмок.

В 1982 году состоялось знакомство двух замечательных людей: режиссёра «Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого» Пахомова В.М. и Авдеева Ю.К. Итогом этой встречи стал удивительный театральный праздник «Мелиховская весна», который впоследствии стал Международным театральным фестивалем.

Последним детищем Ю.К. Авдеева стало создание экспозиции «Музей писем А.П. Чехова» в старом здании почтового отделения, которое в 1896 году было открыто по инициативе Антона Павловича. Новая экспозиция приняла первых гостей 15 июля 1987 года, но уже без Авдеева. Его не стало в июне этого же года. И вспоминаются слова Чехова:

«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша».

Изображение (фото): Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Юрий Авдеев - фронтовик, художник, директор мелиховского музея

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Литература: произведения, издания, авторы, Памятные даты, праздники, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры, Театр: премьеры, режиссеры, актеры, сцены, Художественный салон
Сайты субъектов РФ: Калужская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Смоленская область, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Калужская область - Калуга, Тверская область - Тверь
Сайты городов субъектов РФ: Калужская область - Малоярославец, Московская область - Клин, Московская область - Серпухов, Московская область - Чехов, Смоленская область - Вязьма
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Германия, Латвия, Россия, СССР
Сайты столиц стран: Латвия - Рига
Сайты регионов мира: Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Европейский союз

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11232 публикации
Сайт: vk.com/wall-39648958_7586
Поделиться:

Интересно:

Что делали из бересты наши предки?
24.06.2025 10:17 Аналитика
Что делали из бересты наши предки?
Самым почитаемым деревом в России во все времена, была и остается береза. Верхний слой коры этого дерева, белый снаружи и золотистый внутри, называется береста. Эта часть березы была особым материалом для мастеров в Древней Руси, наряду с деревом. На бересте писали, из нее делали поделки, сосуды, туески, огромные коробы, поплавки, прокладки для прочности кожаных изделий (сапог, ножен); берестой могли оплетать глиняные горшки, если они трескались. Письменность на бересте Кора берёзы в качестве писчего материала использовалась начиная с первой половины XI века. Функцию главное материала для письма береста выполняла 400 лет, до того времени, пока бумага на Руси не стала достаточно дешёвой, чтобы занять место бересты в массовом употреблении (середина XV века). Берестяные грамоты оказались весьма долговечными и явились ценнейшим источником исторических сведений для современных археологов. На...
К вопросу о зерновой бирже БРИКС: роль платформенных B2B-технологий
23.06.2025 13:41 Аналитика
К вопросу о зерновой бирже БРИКС: роль платформенных B2B-технологий
К вопросу о зерновой бирже БРИКС: роль российских платформенных B2B-технологий[1] Аннотация. В статье обозначены возможности и направления использования российских цифровых платформенных решений для развития и становления Зерновой биржи БРИКС. На основе анализа академической литературы рассмотрены особенности биржевой торговли сельхозпродукцией и связанные с ними опасности превращения биржи в площадку для хеджирования ценовых рисков и финансовых спекуляций, где баланс спроса и предложения на физический товар не определяет движение цен. Выдвинуты предложения по использованию российских платформенных B2B-технологий для создания баланса интересов физических и юридических лиц. Соответствующие возможности проиллюстрированы на примере действующих технологий цифровой платформы GrainChain, разработанных для рынка зерна и масличных культур. Представлена возможная технологическая основа...
Вручение VIII премии за международное сотрудничество
23.06.2025 13:24 Новости
Вручение VIII премии за международное сотрудничество
20 июня 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась торжественная церемония вручения VIII Премии за международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности. Эта награда присуждается за весомый вклад в укрепление международных связей и расширение возможностей делового взаимодействия. В своём обращении к лауреатам Министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин подчеркнул важность международного сотрудничества для устойчивого развития и процветания. Он отметил, что Премия не только служит признанием заслуг, но и мотивирует к дальнейшему укреплению внешнеэкономических связей. Учреждённая восемь лет назад, Премия впервые была вручена на Петербургском международном экономическом форуме и с тех пор стала знаковым событием, объединяющим представителей бизнеса, органов государственной власти и международных организаций. Её...
РВБ стала партнёром Физтех-лицея имени П.Л. Капицы и ФРФШ
23.06.2025 11:30 Мероприятия
РВБ стала партнёром Физтех-лицея имени П.Л. Капицы и ФРФШ
21 июня в рамках Международного молодежного экономического форума «День Будущего» (ММЭФ) на Петербургском международном форуме компания РВБ (Объединённая компания Wildberries & Russ) подписала соглашения о сотрудничестве с Физтех-лицеем имени П.Л. Капицы и с Фондом развития Физтех-школ (ФРФШ). Свои подписи под документами поставили директор по развитию инноваций и экосистемы РВБ Игорь Коваль, заместитель директора Физтех-лицея имени П.Л. Капицы по учебно-воспитательной работе Ирина Рыжова и исполнительный директор ФРФШ Андрей Богданов. «Компания РВБ поддерживает и инвестирует в талантливую молодежь и предоставляет необходимые ресурсы. Партнёрство с Физтех-лицеем им П.Л. Капицы и Фондом развития Физтех-школ – большой шаг на пути к синергии науки и бизнеса, которая так необходимо для технологического и экономического развития страны. Важно совместными усилиями создавать для детей и...
Моя Россия: Мир и Война
22.06.2025 23:14 Интервью, мнения
Моя Россия: Мир и Война
Приветствую вас, дорогие читатели! Меня зовут Елена Мишакова, я дизайнер одежды, и в преддверии Дня памяти и скорби, мой Дизайнерский дом "Misha'Le" принял участие в выставке "Мир и Война", проходившей 20 июня в Доме творчества Московского союза художников в живописной Тарусе Калужкой области. Это не первая наша творческая встреча с коллективом Дома творчества, но именно она произвела на меня наибольшее впечатление.Цель этого мероприятия заключалась в том, чтобы, сохранив память о Великой Победе советского народа, почтить память павших героев, призвать всех ценить столь хрупкое мирное небо над головой. Ведь даже спустя десятилетия тема войны и мира остается актуальной и острой, особенно сегодня, в период глобальной напряженности и тревожных новостей.Для меня участие в подобной выставке - это способ внести личный вклад в сохранение исторической памяти и пропаганду идей гуманизма...