Необычная выставка «КУДА КОРОЛЬ ПЕШКОМ ХОДИЛ. Гигиена в контексте истории» проходит в Государственном историческом музее, организованная при участии музея Москвы, Государственного Музея Востока, Мемориального музея космонавтики, Музея воды (Москва), Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, киевского Музея истории туалета. «Уроки гигиены», которые за месяц, с 3 сентября по 1 октября, посетит тысяча столичных школьников 1 – 6 классов, призваны напомнить детям о том, как правильно мыть руки и держать их в чистоте. Как раз в преддверии осенне-зимнего сезона всплеска заболеваний.
Все это, казалось бы, напрямую не относится к инициатору выставки и уроков гигиены для детей – компании Svenska Cellulosa Aktiebolaget (SCA), мировому лидеру в производстве средств личной гигиены. Почему компания SCA заботится о гигиеническом просвещении россиян? На этот вопрос Максим Барков, коммерческий директор российского подразделения компании SCA, отвечает уверенно: «Гигиеническая грамотность – область интересов нашей компании. А «Уроки гигиены» отражают связь между необходимостью просвещения в вопросах гигиены и личной грамотностью населения. Сегодня государство уделяет много внимания вопросам гигиены, здоровья общества. Наша компания согласна с медиками, что обучение гигиенической грамотности нужно начинать с самого раннего возраста, со школы, детского сада, чтобы исключить чудовищное количество инфекционных заболеваний, которые присутствуют в современном мире». Кстати, кроме программы «Уроки гигиены» для школ, компания разработала аналогичную – для детских дошкольных учреждений.
Итак, именно в школах и детских садах важно научить детей основам правильного поведения в области личной гигиены и здоровья. Прав Максим Барков, на этом поле у компании SCA есть мощный союзник – государство. Один из разделов президентской инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом Д.А.Медведевым в январе 2010 года в Санкт-Петербурге, касается сохранения, укрепления здоровья школьников. Министерство образования и науки РФ разрабатывает федеральные требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей, организует повсеместный мониторинг здоровья школьников.
Необходимость разработки федеральных требований к школам и другим учебным заведениям в части охраны здоровья детей подтверждается материалами Отчета SCA по вопросам гигиены за 2010 год. Анализ результатов исследования, проведенного в сентябре 2009 года в девяти странах мира, показал, например, что после пандемии «свиного гриппа» 78% опрошенных россиян задумываются о гигиене чаще, чем до начала пандемии. 36% наших соотечественников при этом во главу угла ставят уровень санитарии в детских дошкольных учреждениях и школах.
А в школах и детских садах России ситуация очень неутешительная. Как, впрочем, и во многих странах мира. Опрос показал наличие целого ряда «всепланетных» проблем школьных туалетов: грязь, плохой запах, повреждение туалетных сидений, дверей, держателей туалетной бумаги, водослива и т.п., нехватка туалетной бумаги, отсутствие мыла, горячей воды, бумажных полотенец или мусорной корзины, отсутствие приватности – двери или не закрываются или могут быть легко открыты, присутствие в туалетах школьных хулиганов старшего возраста.
Между тем, 76% опрошенных россиян полагают, что одна из наиболее важных обязанностей школы – обеспечение высокого уровня гигиены. Почему это необходимо? 23% уверены, что низкий уровень гигиены в школе отрицательно сказывается на возможностях детей реализовать свой потенциал. Вобщем-то не очень большой процент. А ведь он мог бы быть и больше, если бы мы задумались, как значимо для ребенка иметь возможность посетить чистый туалет, вымыть и вытереть затем руки. То есть защитить себя от инфекций и остаться здоровым. Причем об этом должны помнить не только родители, учителя, но и дети. Еще одна цифра из отчета SCA – 55% граждан нашей страны согласны с тем, что дети не получают достаточных знаний о значимости гигиены в дошкольных учреждениях и школах. Опрос помог компании понять, что просветительская деятельность важна не менее, чем оснащение школ необходимым оборудованием.
Поэтому интерактивные уроки гигиены в Государственном историческом музее – это важный этап в просветительской деятельности компании SCA в России. Программа началась весной 2010 года с пробных уроков в Москве и Туле. В этом году программа будет работать в Москве и Петербурге, а дальше есть планы распространить ее на всю страну. Поле деятельности для «гигиенического ликбеза» обширное. Ведь оказывается, в России в год на человека уходит меньше килограмма гигиенической бумаги, в то время как в Европе, в Германии – 6-7 килограммов, в США – 12 килограмм. Почему это важный показатель? Оказывается, бумажное полотенце – самый гигиеничный продукт. Сушилки, которые висят во многих общественных местах – чаще всего дешевые аппараты, которые просто гонят теплый воздух на руки, собирая его со всех поверхностей туалета. Из этого воздуха все те фекальные микроорганизмы, которые парят над унитазами, оседают нам на руки, да еще активно множатся в благодатной теплой и влажной среде... Получается, что после такого просушивания руки могут стать еще грязнее, хоть и выглядят чистыми. Поэтому одноразовые бумажные полотенца становятся просто-таки жизненно необходимой вещью в любом школьном туалете.
Максим Барков объясняет: «Наша компания более тридцати лет занимается этим продуктом. Мы знаем, на какой высоте повесить дозатор, чтобы не было касания к ненужным поверхностям, кроме как к своему собственному полотенцу. Мы знаем, сколько расходуется средств на эти вещи. Это не стоит дорого. Мы подсчитывали и рассказывали на родительских собраниях, что родителям надо потратить около двух рублей в день на ученика, чтобы обеспечить его полностью всем набором гигиенических средств».
И в школах уже прислушались к разумным доводам. На открытые уроки детей водят целыми классами, а для тех ребят, кто не может посетить гигиенические занятия, учителя берут СD-диски со всеми материалами, чтобы самостоятельно провести уроки в школе. Такие глобальные задачи не решаются в один день, но любое большое дело начинается с первого шага…
2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами. Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ (www.agt-agency.ru)