05.08.2024 10:17
Новости.
Просмотров всего: 4981; сегодня: 4.

К 180-летию со дня рождения художника Ильи Репина

К 180-летию со дня рождения художника Ильи Репина

Поистине величественным и вдохновенным художником, настоящим даром России всему человечеству можно назвать Илью Ефимовича Репина. В этом неповторимом человеке, родившемся 24 июля (5 августа) 1844 г., в г. Чугуеве Харьковской губернии, судьба создала не просто художника, а творца, сохраняющего в своих работах язык души, проникая в многогранность русской культуры и истории.

С ранних лет Илью, сына кантониста, тянуло к цвету, к краскам. После того как Чугуевская школа топографов, где он учился, была закрыта, Репин поступил на обучение к местному живописцу И.М. Бунакову. Совсем скоро весть о талантливом ученике распространилась далеко за пределами городка, начинающего мастера стали приглашать приезжавшие в Чугуев подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. Историк-краевед Д.И. Яворницкий описывает случай, который произошел в селе Сиротино Воронежской губернии, где Репин и другие мастера расписывали иконы: «…Когда все работы были кончены, тогда в село Сиротино съехалось несколько священников из ближайших сел во главе с благочинным, освятили иконостас. После освящения устроен был обед у местного священника. Почетные гости посажены были за стол в зале, вместе с ними там же посадили и Репина. Товарищи его были посажены за стол в сенях. Видя это, Репин спросил:

− А почему же я сижу в зале, а мои товарищи в сенях?

− Да разве можно их ровнять с вами? То мастера-ремесленники, а вы – художник!» (РГАЛИ. Ф. 842. Оп. 1).

Скопив небольшую сумму денег, совсем юным, он покинул и мастерскую, и родительский дом и отправился в Петербург учиться искусству. Первый визит в Петербургскую Академию художеств принес разочарование: ему сообщили, что он не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила Илью, но не отбила у него желания учиться. Он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение академии завершилось успешной сдачей экзамена. За время, проведенное в стенах Академии, Репин приобрел немало друзей. В их число входили Василий Поленов и Марк Антокольский. Своим непосредственным наставником он считал Ивана Николаевича Крамского.

С самого начала своего творческого пути И.Е. Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своем творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.

Годы учебы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865 г.), малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья» (1869 г.) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.).

Сюжет первой из значимых картин Репина «Бурлаки на Волге» был подсказан жизнью. Работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Для того, чтобы запечатлеть настоящих бурлаков, Репин отправляется в поездку на Волгу. Первая версия большого полотна «Бурлаки на Волге» (1871 г.) экспонировалась на ежегодной конкурсной выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, где работа получила Первую премию среди произведений жанровой живописи. После выставки Репин продолжил работу над картиной и внес в нее ряд существенных изменений.

В 1872 г. художник совершил еще одну поездку по Волге, во время которой создал ряд этюдов, впоследствии использованных для завершения полотна. Окончательная версия «Бурлаков на Волге» была представлена в марте 1873 г. на Академической выставке в Санкт-Петербурге. Академия художеств присудила картине Репина золотую медаль имени Виже-Лебрен «за экспрессию». В том же году на Всемирной выставке в Вене полотно завоевало бронзовую медаль. Картина была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем.

Именно на 1880-е гг. пришелся расцвет его творчества. Он создает галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность своих персонажей и ситуации. Хотя подлинной стихией художника была современность, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих полотен. Связь с родным городом Илья Репин сохранял до конца жизни, а малороссийские мотивы занимали важное место в его творчестве.

В конце 1900 г. Илья Ефимович перебрался в имение Пенаты, расположенное в Куоккале. В своих воспоминаниях поэт В.В. Каменский напишет:

«Зимой 1915 г. я проживал в Куоккале (Финляндия), где, как известно, жил и работал великий мастер живописи И.Е. Репин. Илья Ефимович вообще произвел на меня сразу же потрясающее впечатление своим каким-то беспредельным, внутренним, светящимся темпераментом. Хотелось его, такого чудеснейшего человека обнимать, целовать, любить до безумства, говорить ему невероятные слова восхищенья, счастья. А ему, мудрому энтузиасту, хотелось без конца слушать стихи и стихи. И слушал он с таким глубоким упоеньем, с такой восторженной «улыбкой вечности», с таким жадным, всасывающим восприятием, что у поэта захватывало сердце от головокружительного волнения» (РГАЛИ. Ф. 1497. Оп. 1).

Небольшого роста, с лохматой головой, вспыльчивый, горячий, но добрый и скромный, − таким он остался в памяти современников. Художник с поистине мировой славой, И.Е. Репин был всегда готов превознести произведения младших и принизить собственные. Творчество, искусство он любил такой искренней любовью, которая редко встречается. В старости у него стала сохнуть правая рука – научился писать левой. Ему стало трудно держать палитру с красками, он подвешивал ее на тесемке на грудь и работал, работал до конца, самоотверженно, осознавая, что его дар принадлежит не только ему.

Творчество Ильи Репина не всегда вызывало восхищение публики: нередко он сталкивался и с критикой, но уже при жизни художника стало ясно, что значение его живописи для истории искусства огромно. В своих работах Репин смог отразить и ключевые социальные проблемы, и важнейшие эстетические вопросы. Главной темой для художника всегда была Жизнь во всех ее проявлениях.

Документы Ильи Ефимовича Репина поступили в Центральный государственный литературный архив (ныне – Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)) в июле 1941 г. из Государственного литературного музея. Часть документов была приобретена позже. В настоящее время личный фонд художника (Ф. 842) состоит из 126 единиц хранения и содержит личные документы и рукописи художника, его переписку, фотографии, письма родственников, документы, имеющие отношение к творческой и хозяйственной деятельности И.Е. Репина, материалы о нем и собранные им, а также документы последней жены И.Е. Репина Натальи Борисовны Нордман-Северовой.

Не менее интересные материалы хранятся и в других фондах архива: воспоминания поэта В.В. Каменского «Репин и поэты» (Ф. 1497), портрет И.Е. Репина художника Ю.Я. Гомбарга (Ф. 2335), фотографии Ильи Ефимовича в фонде художника и писателя Ю.П. Анненкова (Ф. 2618), литография портрета В.И. Репиной с автографом И.Е. Репина, фотография кабинета живописца в Пенатах в фонде коллекционера и искусствоведа И.С. Зильберштейна и целый ряд других.

Текст: Н.Ю. Грянченко, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

Фото: И.Е. Репин. 1915 г. РГАЛИ.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Антокольский Марк Матвеевич, русский скульптор, реалист, первый в истории скульптор еврейского происхождения, получивший международную известность, академик, профессор скульптуры Императорской Академии художеств;
  • Крамской Иван Николаевич, русский живописец, художник русского реализма XIX века, автор исторических картин и портретов, академик Императорской Академии художеств;
  • Поленов Василий Дмитриевич, русский художник исторической, пейзажной и жанровой живописи, профессор Императорской Академии художеств;
  • Репин Илья Ефимович, русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской академии художеств, преподаватель Высшего художественного училища, ректор, член Товарищества передвижников.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12182 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8705
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...